Вчера, 24 июня, стало известно о том, что 19 июня 2008 года коллегия присяжных Верховного суда Республики Дагестан оправдала по всем статьям предъявленного обвинения Ильяса Абуталибовича Дибирова, 1983 г.р. Дибиров был освобожден в зале суда.
Напомним, что общественная организация "Матери Дагестана за права человека" в декабре прошлого года обращалась в прокуратуру Дагестана с заявлением, где указывается, что Ильяс Дибиров подвергается пыткам в СИЗО Махачкалы.
Дибирова, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 208 (участие в незаконном вооруженном формировании), 317 (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов) УК РФ, защищал адвокат Азиз Курбанов, предоставленный Правозащитным центром "Мемориал".
Ильяс Дибиров был задержан 15 ноября 2007 года в г. Избербаш Республики Дагестан сотрудниками республиканского МВД. Со слов самого Дибирова, увидев бегущих к нему людей в масках, он испугался, что его хотят похитить, и поэтому попытался бежать. Как отмечается в сообщении ПЦ "Мемориал", поступившем в редакцию "Кавказского узла", в апреле 2007 года неизвестными лицами был похищен брат Ильяса Рамаз Дибиров. Когда Ильяс Дибиров пытался бежать, по нему открыли огонь, и Дибиров получил два огнестрельных ранения в ногу.
После задержания Дибиров был доставлен в изолятор временного содержания (ИВС) г. Избербаш. 21 ноября он был переведен в ИВС г. Махачкала. Здесь с ним смог встретиться адвокат Азиз Курбанов.
На теле Дибирова были множественные следы от побоев и пыток: гематомы в области обоих глаз, синяк на правом боку размером 20х20 см, многочисленные синяки, ссадины, кровоподтеки на спине, руках и ногах, на запястьях рук были ссадины от наручников.
13 декабря 2007 года Дибирова вывезли в неизвестное место и жестоко избили. После того, как обвиняемого вернули в ИВС, администрация изолятора была вынуждена вызвать "Скорую помощь".
На вопрос члена Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ и члена Совета ПЦ "Мемориал" следователю, ведущему дело Дибирова, почему его подследственный не содержится в СИЗО, а переведен по его постановлению в ИВС в другой город, Гамзат Магомедов ответил, что это было необходимо в целях "проведения эффективных следственных действий". Причем, на вопрос, известно ли ему о тяжелом состоянии Ильяса Дибирова, следователь заявил, что он не несет ответственности за то, что происходит в Махачкале.
Этот телефонный разговор состоялся 15 декабря 2007 года. Ганнушкина тогда позвонила также в ИВС г. Махачкалы, где дежурный подтвердил, что Ильяс Дибиров находится у них и нуждается в медицинской помощи. Он сообщил, что Дибирову такая помощь оказывается и будет вызвана бригада "Скорой помощи".
О происходящем был извещен Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин, который связался с одним из заместителей Генерального прокурора РФ. После этого пытки прекратились. В тот момент Дибиров содержался в ИВС Махачкалы.
В марте 2008 года следствие закончилось, и дело было передано на рассмотрение прокурору.
Следственный комитет при Прокуратуре Республики Дагестан открыл отдельное уголовное делопроизводство по фактам жестоко обращения с Ильясом Дибировым, хотя фигурантов по этому делу пока нет.
Как уже сообщал "Кавказский узел", по словам Дибирова, его избивали люди в масках, предположительно русской национальности. Родственники Дибирова предполагают, что это мог быть спецназ МВД или ГРУ. Избивавшие Дибирова не называли своих имен, а обращались друг к другу по специальным позывным.
ПЦ "Мемориал" подчеркивает, что в отношении Ильяса Дибирова были предприняты попытки фабрикации уголовного дела.
По утверждению председателя организации "Матери Дагестана за права человека" Гульнары Рустамовой, в Дагестане действует организованная преступная группировка, во главе которой находятся высокопоставленные работники милиции. "Произвол и безнаказанность силовых структур толкают молодых людей уходить в леса, взять в руки оружие", - указывает правозащитница.
Напомним, что жители Дагестана неоднократно проводили акции протеста против похищения людей. Движение "Матери Дагестана за права человека", появившееся в конце августа 2007 года, стало продолжением этого общественного протеста.
По информации, полученной корреспондентом "Кавказского узла" в прокуратуре Республики Дагестан, в 2007 году в органы прокуратуры Дагестана поступило 45 сообщений о похищении 47 граждан, в этой связи возбуждено 25 уголовных дел. В 19 случаях было отказано в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что пропавшие нашлись.