Близкие убитого в спецоперации в столице Дагестана Махачкале Рашида Газилалиева утверждают, что предлагали выдать находящегося в оцепленной квартире без боя, но милиционеры от этого отказались.
Напомним, что в ночь с 27 на 28 июня в Махачкале в девятиэтажном доме по проспекту Акушинского проходила очередная спецоперация, в результате чего оказались убитыми Рашид Газилалиев, его жена Севда Абдулаева и молодой человек, данные о котором уточняются.
В течение всей ночи местные и федеральные информационные агентства, ссылаясь на данные силовиков, сообщали, что убитые подозревались в пособничестве участникам НВФ, им было предложено сдаться, но они открыли по стражам порядка автоматный огонь, поэтому и пришлось их убить.
К обеду 28 июня от пресс-службы ФСБ России по Дагестану поступила информация, что Газилалиев, якобы поняв безвыходность ситуации, вначале застрелил жену, затем покончил жизнь самоубийством. Подобным же образом поступил и молодой человек. К вечеру уже стражи порядка Дагестана заявили, что последний застрелил семью Газилалиевых, а после пустил пулю в лоб. По местному телевидению показали обугленный автомат - орудие преступления.
При личной беседе с соседями, друзьями и родственниками Рашида Газилалиева корреспондент "Кавказского узла" выяснил несколько малоизвестных фактов. Еще до начала спецоперации к блокированному дому подъехали родители Рашида Газилалиева. Его отец Ахмед Газилалиев заявил милиционерам, которые стояли в оцеплении, что он сможет вывести сына из квартиры для передачи стражам порядка. Милиционеры проигнорировали его просьбу.
Через час в блокированном доме раздались автоматные очереди, после чего поступила информация, что в результате ответного огня, ранения, несовместимые с жизнью, получили "пособники боевиков".
Друзья Рашида Газилалиева рассказали, что он был единственным сыном в семье, окончил среднюю школу в селении Согратль Гунибского района с золотой медалью в 1996 году. Затем он поступил в Дагестанский государственный педагогический университет, который окончил с красным дипломом. Позже он поступил в аспирантуру и уехал в Германию, где находился до 2007 года. По возвращении домой Рашид Газилалиев устроился работать преподавателем факультета иностранных языков. Друзья Рашида утверждают, что каких связей с боевиками он не имел, вел обычный для мусульманина образ жизни: молился, не пил, не курил.
Необходимо отметить, что в Дагестане и ранее в результате спецопераций оказывались убитыми люди, имеющие весьма спорное отношение к боевикам.
26 августа 2006 года был убит в собственном доме широко известный в культурных кругах республики актер, режиссер Кумыкского национального театра, семидесятилетний Зубаил Хиясов. Сразу после спецоперации представители МВД Дагестана объявили, что на предложение сдаться, с криком "Аллаху акбар" ваххабит Хиясов открыл прицельный огонь по милиционерам, которые вынуждены были принять адекватные ответные меры. Соседи, коллеги, знакомые и родственники актера утверждали, что он даже не молился, а в тот день никто не вел огонь по милиционерам, которые блокировали дом Хиясова.
Через несколько дней, выступая на собрании в Кумыкском театре, замминистра ВД Дагестана Магомед Исмаилов, признал, что силовики несколько поспешили с выводами, и извинился перед родственниками убитого Хиясова.
3 ноября 2006 года в городе Хасавюрте по улице Щорса 83 проходила очередная спецоперация, в результате чего хозяин дома Гасан Байсултанов с тяжелыми ранениями оказался в местной больнице, а его жена Саният Магомедова, находившаяся на четвертом месяце беременности, скончалась на месте от полученных многочисленных огнестрельных ранений.
По версии представителей силовых структур Байсултанов входил в группу боевиков хасавюртовского направления, которой командовал его хороший друг Асхаб Бидаев, объявленный во всероссийский розыск за посягательства на жизнь сотрудников милиции. Они также заявили, что 3 ноября 2006 года в доме Гасана Байсултанова находился сам Бидаев со сторонниками. Дом был окружен, на предложение сдаться жена Байсултанова, пособница боевиков, с криком "Аллаху акбар" стала вести огонь по стражам порядка, двое из которых получили легкие ранения. В качестве ответной меры милиционеры пустили в ход оружие.
В свою очередь, родственники, соседи и многочисленные свидетели спецоперации утверждали, что семья Байсултановых не имела никакого отношения к боевикам, в тот день их просто расстреляли стражи порядка.
В марте 2007 года Верховный суд Дагестана рассмотрел уголовное дело в отношении Гасана Байсултанова. Государственный обвинитель требовал признать его виновным по статьям 208 ("Участие в незаконном вооруженном формировании), 317 ("Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа") и 222, часть 1 ("Незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия"). В качестве главной доказательной базы фигурировали показания соседа и знакомого Гасана Байсултанова - Наримана Гусейнова и автомат "АКМ", из которого якобы отстреливался Гасан Байсултанов.
Суд счел обоснованным только доказательства по части приобретения и хранения оружия, Гасана Байсултанова приговорили к полутора годам лишения свободы в колонии-поселении.
Отец Гасана Байсултанова Маматхан Байсултанов обратился в Страсбургский суд по правам человека с требованием о взыскании с российского бюджета 3 млн евро в пользу сына. 16 июня 2008 года поступило уведомительное письмо из Франции, что жалоба Маматхана Байсултанова принята на рассмотрение.