В правительстве Дагестана состоялось обсуждение ущерба от строительства Ирганайской ГЭС. Окончательное соглашение по вопросу определения размера компенсации так и не было достигнуто: разногласия возникли в вопросе определения размера компенсации для садов, которые пошли под воду в результате затопления станции.
По словам заместителя председателя правительства Дагестана Ризвана Газимагомедова, правительство республики совместно с администрацией Унцукульского района и генеральным подрядчиком "Чиркейгесстрой" определило перечень первоочередных мероприятий, необходимых для подготовки ложа водохранилища Ирганайской ГЭС до проектной отметки 547 метров.
"Не дожидаясь финансирования из федерального бюджета, правительство Дагестана приняло решение о финансировании оставшихся работ, выделив на эти цели 150 миллионов рублей, - сказал Ризван Газимагомедов. - Однако эти деньги были заблокированы из-за возникших проблем. После вмешательства председателя правительства республики средства были разблокированы, и половина этой суммы уже перечислена в отдел правительства Дагестана по зоне затопления ГЭС".
По словам вице-премьера Дагестана, самым актуальным на сегодня остается вопрос определения компенсации за сады, которые пошли под воду. По этому вопросу представители Унцукульского района и члены специальной комиссии разошлись во мнениях о том, какую цифру считать точной.
Разногласия возникли по вопросу, какую именно урожайность садов следует принять в качестве исходной цифры для начисления компенсаций.
Как заявил председатель комиссии, депутат Народного Собрания Батдал Баталов, "в одних населенных пунктах урожайность одного дерева достигает 400 и более центнеров, а в других она ниже 150 центнеров. После проведения замеров была выведена средняя цифра - 181 центнер. Однако с этим мнением не были согласны представители населенных пунктов района, которые посчитали, что урожайность садов, подлежащих затоплению, намного выше".
Как сказал вице-премьер правительства Дагестана Руслан Газимагомедов, руководство республики делает все возможное, для того чтобы люди, которые оказались в таком положении, не были обмануты: "Необходимо принять компромиссное решение, чтобы все данные соответствовали закону, и завтра при проверке не оказалось, что цифры были завышены. Кроме компенсаций, необходимо решать вопросы жилья, электроснабжения, питьевой воды. Всего в районе необходимо завершить строительство 13 объектов".
Так как на совещании стороны не пришли к компромиссному мнению, было принято решение еще раз вернуться к рассмотрению этого вопроса.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", жители населенных пунктов, подлежащих затоплению, жалуются на то, что их проблемам не уделяется достаточно внимания. "Водохранилище ИГЭС наполняется ежесуточно на 0,5 - 0,7 метров. В зоне бедствия на данный момент находиться около 200 хозяйств населенных пунктов района", - заявляют депутаты сельского собрания селения Ирганай.
Как рассказал один из местных жителей, 28 мая 2008 года в результате неполадок в системе регулировки уровня воды на Ирганайской ГЭС село Ирганай Унцукульского района было полностью затоплено. Вода начала подниматься утром, жителям пришлось в спешном порядке самостоятельно эвакуировать себя и свои хозяйства. При этом на помощь им пришли не власти, а жители близлежащих сел.
В результате затопления уничтожены пастбища, сады и огороды местных жителей, пропал урожай абрикосов и черешни, за счет продажи которого население живет весь год. В результате аварии размыты кладбища в с. Ирганай (около 260 могил) и близ хутора Хинтыминта (180 могил). Меры по санитарной очистке окружающей среды в связи с затоплением, в том числе кладбищ, как заявляют местные жители, не принимаются.
Строительство Ирганайской ГЭС в Унцукульском районе Дагестана было начато в 80-х годах XX века. Перед началом возведения объекта был выпущен ряд постановлений, согласно которым 960 хозяйств должны были быть переселены в связи с угрозой затопления. Постановления принимались и в 90-е и в 2000-е годы, были выделены средства на компенсации за потерю жилья и имущества, санитарную очистку окружающей местности. Однако жители затапливаемых сел утверждают, что обещания властей не были выполнены, компенсаций и нового жилья они так и не дождались.