Баланс взаимных экономических и политических интересов Армении и России нуждается в "инвентаризации" и "переоценке", считает ведущий эксперт Армянского Центра стратегических и национальных исследований (АЦСНИ) по вопросам экономики и диаспоры Овсеп Хуршудян, к которому корреспондент "Кавказского узла" обратился к с просьбой представить свое видение нынешнего состояния армяно-российских отношений в экономической сфере.
Повышение цен на поставляемый Армении газ, стремление России участвовать в прокладке трубопровода по доставке иранского газа в Армению и Европу, тревожное затишье на армянских предприятиях, переданных России в счет долга, - все это плохо сочетается с равноправными дружественными отношениями двух стратегических партнеров, считает эксперт.
Как отметил Хуршудян, хотя внешнеторговый товарооборот между Россией и Арменией продолжает стабильно расти, основным внешнеторговым партнером Армении продолжает оставаться ЕС, на долю которого приходится около 38% данного оборота.
Это, прежде всего, связано со структурой торгового оборота, а также с платежеспособностью населения и большой активностью еврорынка.
На сложившуюся ситуацию существенное воздействие оказывает отсутствие прямого железнодорожного сообщения между странами. Эксперт полагает, что Россия не прилагает большой заинтересованности для восстановления этого сообщения, т.к. ее основные экспортируемые в Армению товары (газ, алмазы и ядерное топливо) не приводят к значительным транспортным издержкам, а те издержки, которые существуют (жидкое горючее), - ложатся на плечи армянских потребителей.
Последние события в связи с ценами на газ (которые односторонне были подняты российской стороной, несмотря на то, что это не было предусмотрено в соглашении о поставках) лишний раз заставляют задуматься над перспективами армяно-российского стратегического партнерства. Россия, как полагает Хуршудян, в последние годы, используя шантаж армянского руководства и, прежде всего, экс-президента Роберта Кочаряна, получила контрольный пакет газопровода Иран-Армения и 5-й энергоблок Разданской ТЭС.
"Второстепенные чиновники из "Газпрома" позволяли себе махать на Армению пальцем, объявляя, что намерены добиться того, чтобы газовый поток с Ирана замкнулся на Разданской ТЭС, с тем, чтобы нужды населения Армении продолжали покрываться только российским газом", - заметил эксперт.
В этом свете, как полагает эксперт АЦСНИ, если Россия переходит с Арменией на чисто рыночные отношения, то это лишь хороший пример для Еревана наконец-то и самим перейти с ней на уровень чисто прагматичного расчета. Из-за необходимости весьма сложного экономико-политического математического моделирования довольно трудно оценить долларовый эквивалент того обстоятельства, что лишь благодаря Армении Россия еще продолжает присутствовать в таком стратегически и жизненно важном для нее регионе как Южный Кавказ, отмечает эксперт.
В качестве наиболее неприглядного аспекта армяно-российских экономических отношений Хуршудян напомнил известную сделку "Имущество в обмен на долг".
Он напомнил, что в 2003 году долг Армении перед Россией в 93,76 млн. долларов был аннулирован посредством передачи последней 100% акций 5-ти армянских предприятий: ЗАО "Марс" (оценено в $56,29 млн.), ЗАО "Ереванский НИИ математических машин" ($2,75 млн.), имущественного комплекса Разданской ТЭС ($31 млн.) и пр. Здесь уместно напомнить, что только строительство завода "Марс", завершившееся в 1995 году, по тогдашним официальным цифрам, стоило 450 млн. долларов. О сопоставимой цифре 3 декабря 2005 года говорил также посетивший Армению в составе правительственной делегации РФ почетный председатель "Союза промышленников и предпринимателей" Аркадий Вольский.
Хуршудян особо подчеркнул, что при оценке предприятий не были учтены т.н. "нематериальные активы", которые в ряде случае по его оценке доходили до 90%.
Исследования эксперта показывают, что инициатором такой схемы был Кремль, а не Ереван, как это пытались показать российские СМИ. И хотя проводниками сделки в Армении (и, соответственно, ответственны за нее) были лично Роберт Кочарян и Серж Саркисян, однако не только оппозиция, но и правительство были против этой сделки. Для продвижения сделки Москве и Еревану пришлось использовать фигуру председателя "Союза армян России" Ара Абрамяна с целью показать армянской общественности, что хотя формально предприятия переходят в руки России, но их хозяином будет армянин. Потом, по словам О.Хуршудяна, А.Абрамяна просто "кинули" и он отказался от участия в сделке.
То, какие результаты может иметь схема "Имущество в обмен на долг", предупреждал еще в августе 2001 года пожелавший остаться "инкогнито" ответственный сотрудник представительства Всемирного Банка в Армении, который сказал, что исходя из международного опыта следует, что подобного рода сделки бесперспективны. Это прогноз, к сожалению, по мнению эксперта, полностью подтвердился. Большая часть переданных предприятий простаивает, а работает только Разданская ТЭС, но никаких инвестиций в ее реконструкцию не делается.
По схеме "Имущество в обмен на долг" были отчуждены к России не только вышеперечисленные 5 предприятий и институтов. В 2003 году почти по той же схеме энергохолдингу РАО "ЕЭС России" за имеющийся перед ней долг Армении в $40 млн. был передан каскад ГЭС "Севан-Раздан".
При этом эксперт привел примеры удачной работы российского частного капитала в Армении - "Арменал", "Международный бизнесс-центр" и другие.
Эксперт обратил внимание на то обстоятельство, что право на управление Армянской АЭС было передано той же РАО "ЕЭС России" в результате проблем с поставками ядерного топлива, которые, по мнению О.Хуршудяна были организованы совершенно искусственно. "Теперь выходит, что за своевременные поставки ядерного топлива Армения, под видом "финансового управления", должна платить российской стороне сверх стоимости самого топлива еще и дополнительные 4-5 млн. долларов в год", - заметил эксперт.
Возвращаясь к теме невыполнения Россией своих обязательств по инвестициям в армянские предприятия, переданным ей в обмен на погашение госдолга Армении, эксперт задается вопросом: "Может ли быть, что Россия не выполняет взятые на себя обязательства из-за недостатка средств?".
Он напомнил, что согласно официальным данным у России сегодня более чем достаточно финансовых средств, которые она могла бы инвестировать в свою собственность за границей, в том числе и в Армении. Хуршудян также напомнил, что Россия уже 9-й год имеет профицитный бюджет и щедро прощает долги развивающимся странам. Так, за последние несколько лет она простила Сирии 9,8 млрд. долл., Монголии - 9,7 млрд. долл., Ираку - 9,5 млрд. долл., Эфиопии - 5,6 млрд. долл., Анголе - 5 млрд. долл., Никарагуа - 5 млрд. Интересно, что есть немало случаев прощения и реструктуризации долгов странам СНГ, в том числе и тем, с которыми она имеет немалые проблемы, например, Грузии.
Отвечая на вопрос корреспондента "Кавказского узла" о том, насколько нынешняя внешнеэкономическая политика Кремля по отношению к Армении соответствует стратегическим интересам России на Кавказе, эксперт заявил, что он далек от того, чтобы комментировать внешнеэкономические и политические интересы России. "Ясно лишь одно, что методы обслуживания этих интересов от шантажа до применения двойных стандартов - неприемлемы для Армении как суверенного государства", - сказал Хуршудян. По его мнению, пришло время, когда "баланс наших с Россией интересов надо подсчитывать с гораздо более прагматичных позиций".
В частности, он отметил, что когда армянской стороне напоминают из Москвы, что развитием экономики Армении она обязана, прежде всего, тем многомиллионным частным трансфертам, которые поступают из России, "мы должны спокойно разобраться, что к чему и кто кому должен".
По утверждению Хуршудяна, в России работает порядка 700 тыс. граждан Армении и на их долю приходится 1,8% от произведенного в России в 2005 году ВВП в 770 млрд. долларов, т.е. почти в 14 млрд. долларов или в год по 20000 долларов на каждого. По данным 2007 год - 26000 долларов на каждого работающего.
Хуршудян не согласен с некоторыми российскими экспертами и политиками, которые утверждают, что Армения живет и развивается только за счет поступающих из России трансфертов, он обращает внимание на то обстоятельство, что граждане Армении производят и тратят в России материальных ценностей в 20-25 раз больше, чем отправляют на родину.
Говоря о перспективах развития экономических взаимоотношений Еревана с Москвой, с учетом геополитической ситуации и экономической политики Москвы, Хуршудян отметил:
"Стратегическое партнерство - не значит сдирать за долги со своего партнера стратегические объекты, не значит торопить с их погашением, а, в крайнем случае, реструктурировать их (как это было сделано с Грузией в 2005 году). А то получается, что, например США, следуя тому же принципу - скупить побольше собственности, вместо того, чтобы оказать Армении безвозмездную помощь, начиная с 1991 года в общей сложности 1,8 млрд. долларов, за такую сумму с легкостью, за гораздо более реальную цену, прибрала бы к рукам не только все предприятия, переданные России в долг, но ААЭС, все электросети, "Арментел", все полезные ископаемые и пр. Тоже самое - страны ЕС, которые предоставили Армении суммарную помощь в сотни миллионов евро. Не говоря уже о льготных кредитах и инвестициях. Невольно вспоминаешь те публикации в российской прессе, где по такому случаю говорится о том, что "дружбу деньгами не купишь". Но ведь тем более не только не приобретешь ее такими методами, которыми пользуется сегодняшняя Россия, но и потеряешь имеющихся союзников. Или чего стоят на этом фоне заявления некоторых горе-патриотов о том, что цель Запада - закабалить Армению".
В заключение эксперт выразил уверенность в том, что по мере демократизации и цивилизационного развития Армении и России, рано или поздно отношения между двумя странами станут более честными, искренними и доверительными, как и подобает истинным союзникам и обе страны перейдут к действительно взаимовыгодным экономическим отношениям.
"И чем быстрее это произойдет, тем больше шансов на то, что мы не просто останемся партнерами, но и станем настоящими друзьями", - сказал Хуршудян.