В последние дни резко накалилась ситуация в зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов.
В Южной Осетии массированному минометному обстрелу с грузинской стороны подвергся город Цхинвали, имеются пострадавшие среди мирного населения. Отмечены неоднократные нарушения воздушного пространства зоны конфликта истребителями и беспилотными летательными аппаратами ВВС Грузии. Осуществлен теракт, в котором погиб представитель правоохранительных органов Южной Осетии. Грузинскими военнослужащими произвольно выставлен пост на стратегической высоте близ села Сарабуки. Без согласования с командованием Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зону конфликта введена дополнительная грузинская военная техника, что зафиксировано военными наблюдателями, в том числе от миссии ОБСЕ в Грузии. Все это указывает на то, что против Южной Осетии, являющейся международно признанной стороной в урегулировании конфликта, совершен открытый, заранее спланированный акт агрессии.
Одновременно с этим в зоне грузино-абхазского конфликта произошла серия взрывов, повлекших ранение и гибель нескольких мирных граждан, включая местных сотрудников Миссии ООН по наблюдению в Грузии. Власти Абхазии квалифицируют эти взрывы как террористические акты. К организации некоторых из них, по имеющимся признакам, может быть причастна грузинская сторона.
Как свидетельство растущей опасности воспринимается подтвержденная конкретными фактами информация о том, что руководство Грузии планировало весной 2008 года осуществить военную операцию по захвату Абхазии. Особо обращают на себя внимание документальные материалы, демонстрирующие намерения грузинской стороны осуществить силовое блокирование наблюдательных постов, контрольно-пропускных пунктов и штаба Коллективных сил СНГ по поддержанию мира (КСПМ) в зоне грузино-абхазского конфликта.
Имеется все больше подтверждений того, что руководство Грузии встало на путь сознательного нагнетания напряженности в отношениях с Абхазией и Южной Осетией. Целью этого является разрушение действующей полтора десятилетия архитектуры миротворчества в регионе в расчете заменить ее новыми, устраивающими грузинскую сторону, механизмами урегулирования. Действия Тбилиси представляют собой реальную угрозу миру и безопасности на Южном Кавказе, способны поставить регион на грань нового вооруженного конфликта с непредсказуемыми последствиями. Те, кто вопреки фактам старательно пытаются не замечать этой опасности, да еще позволяют себе выгораживать провокаторов и обвинять во всем Москву, оказывают нынешнему грузинскому руководству очень плохую услугу, укрепляя его убежденность во вседозволенности. Именно так следует расценить недавние высказывания представителей Госдепартамента США.
В этих условиях Российская Федерация вносит в Нью-Йорке проект резолюции Совета Безопасности ООН, а в Вене — проект решения Постоянного совета ОБСЕ. В них предлагается потребовать незамедлительного подписания документов о неприменении силы в грузино-абхазском и грузино-осетинском конфликтах. Руководство Абхазии и Южной Осетии готово это сделать, но подписание заблокировано из-за позиции Тбилиси. Кроме того, грузинская сторона должна также немедленно привести ситуацию в верхней части Кодорского ущелья в соответствие с положениями Московского соглашения 1994 года о разъединении сил и гарантиях безопасности, а также резолюции 1716 СБ ООН. Это подразумевает полный вывод грузинских войск из Кодорского ущелья.
Россия готова добросовестно и беспристрастно продолжать энергичные усилия в целях содействия сторонам в нахождении путей политического решения проблем Абхазии и Южной Осетии в рамках апробированных многосторонних форматов, включая Группу друзей Генерального секретаря ООН по Грузии и Смешанную контрольную комиссию по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Однако в свете нового всплеска провокаций в зонах конфликтов вряд ли можно продолжать "бизнес как обычно". Сейчас главное — добиться принятия твердых обязательств неприменения силы в Абхазии и Южной Осетии, деэскалации ситуации в Кодорском ущелье. После этого можно будет вернуться к разговору об укреплении доверия, экономической реабилитации и прочих аспектах урегулирования.
Считаем, что на данном этапе международное сообщество должно сосредоточить усилия на сдерживании агрессивных проявлений, которые могут подтолкнуть развитие событий в Абхазии и Южной Осетии по катастрофическому сценарию.
9 июля 2008 года