Генеральная прокуратура России оставила в силе решение прокуратуры Волгоградской области об отмене постановления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Волгоградской области о возбуждении уголовного дела в отношении руководителей ОАО "Волгоградэнерго".
"Данное уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана, совершённое в особо крупном размере) возбуждено Следственным комитетом в марте 2008 года", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Лидия Сергеева, старший помощник прокурора Волгоградской области.
По словам Лидии Игоревны, заместитель прокурора Волгоградской области Русяев А.М. отменил постановление о возбуждении уголовного дела "в связи с грубыми процессуальными нарушениями и неверной оценкой фактических обстоятельств". Прокурор области, проверив по ходатайству руководства Следственного комитета решение своего заместителя, дал заключение о его законности и обоснованности. Для организации дополнительной проверки материал был возвращён в органы внутренних дел. Министерство внутренних дел, не согласившись с действиями прокуратуры Волгоградской области, обжаловало их в Генеральную прокуратуру РФ. Изучив представленные материалы, Генеральная прокуратура РФ оставила в силе решение об отмене постановления о возбуждении уголовного дела.
"Как показывают результаты прокурорских проверок, в настоящее время достаточно распространены факты нарушений требований законодательства в практике работы следственных подразделений правоохранительных органов области, - отметила Лидия Сергеева. - Используя свои надзорные полномочия, прокуратура намерена в ближайшее время проанализировать сложившуюся ситуацию в сфере защиты конституционных прав граждан при осуществлении уголовного преследования. Требования прокуратуры направлены на усиление ведомственного контроля за законностью принимаемых следственными органами решений, в первую очередь на стадии возбуждения уголовных дел".
Руководство ОАО "Волгоградэнерго" ситуацию не комментирует.
В прокуратуре Волгоградской области корреспонденту "Кавказского узла" напомнили суть дела. В 2004 году прокуратурой выявлялись нарушения требований Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и иных действующих в данной сфере нормативных актов в деятельности Региональной службы по тарифам Волгоградской области.
Этой службой при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волгоградэнерго", допускались нарушения при определении источников покрытия расходов предприятия. При этом в 2003-2004 г.г. возникла экономия средств, запланированных для покупки электроэнергии на общую сумму порядка 600 млн. рублей. Сложившаяся структура потребления (соотношение газа и мазута при производстве электрической и тепловой энергии), в результате которой образовались неосвоенные денежные суммы, должны были быть учтены Региональной службой по тарифам в качестве источников покрытия предполагаемых расходов на следующий период. Однако, вопреки установленным законодательством правил ценообразования, этого сделано не было.
Выявленные нарушения послужили основанием для внесения в октябре 2004 года представления председателю Региональной службы по тарифам Волгоградской области, по результатам рассмотрения которого были приняты соответствующие меры. В последующем этой службой стало учитываться соотношение газа и мазута в топливном балансе при установлении тарифов.
Вместе с тем 13 марта 2008 года следователь по особо важным делам следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Волгоградской области возбудил уголовное дело в отношении руководства ОАО "Волгоградэнерго" по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана, совершённое в особо крупном размере).
Как указывалось в постановлении следователя, уголовное дело возбуждено по материалам проверки, проведённой Департаментом экономической безопасности МВД России по факту хищения в период времени с 2003 по 2004 г. денежных средств в сумме 591 103 011 рублей путём предоставления в региональную энергетическую комиссию Волгоградской области завышенных тарифов на 2003-2004 г.г. на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям Волгоградской области.
Однако изучение прокуратурой области в порядке надзора материалов уголовного дела показало, что оно вынесено незаконно и необоснованно. В соответствии с действующим законодательством полномочия устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию, природный и сжиженный газ возложены на региональную энергетическую комиссию Волгоградской области.
Рассмотрев представленные ОАО "Волгоградэнерго" материалы, региональная энергетическая комиссия Волгоградской области признала основные составляющие структуры тарифов на электрическую и тепловую энергию экономически обоснованными и своими постановлениями установила тарифы на 2003 и 2004 г.г. При этом предоставление руководством ОАО "Волгоградэнерго" предложений об изменении тарифов в Региональную энергетическую комиссию не образует объективную сторону мошенничества, так как в соответствии с п. 7.7 Положения о региональной энергетической комиссии Волгоградской области", утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 19.12.2000, комиссия для реализации возложенных на нёё задач осуществляет проверки хозяйственной деятельности энергоснабжающих и газоснабжающих организаций, для которых устанавливает тарифы, по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую, тепловую энергию и газ.
В связи с этим, прокуратура потребовала рассмотреть вопрос о наличии состава преступления в действиях должностных лиц Региональной энергетической комиссии и в зависимости от этого квалифицировать действия иных лиц, если они были объединены общим корыстным умыслом.
Таким образом, при принятии решения о возбуждении уголовного дела следователем по особо важным делам Следственного комитета при прокуратуре РФ по Волгоградской области нарушены требования ч. 2 ст. 140 УПК РФ, поскольку на момент возбуждения уголовного дела не имелось достаточных достоверных данных, указывающих на наличие в действиях руководителей ОАО "Волгоградэнерго" объективных признаков состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.
Более того, работники милиции проводили проверку с мая 2006 года, в течение двух лет решения о возбуждении уголовного дела в установленный законом срок не принималось, а первичные материалы не были зарегистрированы должным образом.
"Подобная волокита, как правило, влечет утрату доказательств и является грубым нарушением учётно-регистрационной дисциплины", - сказала, комментируя материалы дела, Лидия Сергеева.