Формированием реестра объектов культурного наследия регионального и местного значения занимается комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания, созданный два месяца назад.
На заседании правительства, состоявшемся 6 июня, утверждено положение о комитете, и установлена его предельная численность. Согласно принятому документу, комитет является органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере охраны, сохранения, использования и популяризации памятников истории и культуры. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщили в пресс-службе правительства Северной Осетии.
"Если учесть, что в соответствии с протокольным решением Правительства Российской Федерации, во Владикавказе будет проведена реконструкция исторической части города, а также предстоит строительство Кавказского культурно - музыкального центра Валерия Гергиева и национального музея Осетии, роль недавно образованного комитета значительно возрастает, появляется серьезная нагрузка для его специалистов", - пояснил ситуацию представитель пресс-службы.
Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия возглавляет Эдуард Токаев. Штатная численность структуры составляет 22 человека, финансирование деятельности осуществляется за счет средств республиканского и федерального бюджетов.
По информации "Кавказского узла", в Северной Осетии выявлено около 2 000 памятников истории и культуры регионального значения. В республике насчитывается 270 памятников федерального значения, и в их числе Суннитская мечеть, здание Русского драматического театра, здание художественного музея имени Махарбека Туганова, памятник Владимиру Ленину во Владикавказе, Нузальская часовня, святилище "Реком", расположенные в Алагирском районе, "Мертвый городок" в селении Даргавс Пригородного района.
"Формирование реестра - это одно из направлений многогранной деятельности комитета, - отметил Эдуард Токаев. - По каждому памятнику будет собрана исчерпывающая информация - это данные об авторе памятника, история его появления, эскиз, проект, план-схема, фотографии, и с привлечением экспертов необходимо определить состояние каждого памятника. Это будет обширная база данных в электронном виде", - уточнил он.
Состояние памятника явится отправной точкой для принятия решения о проведении конкретного вида работ - противоаварийных, консервационных, археологических, ремонтных и реставрационных. Значительная часть памятников находится в высокогорной местности, есть объекты культурного наследия, находящиеся в непосредственной близости от автомобильных дорог. Если в целях сохранения памятника специалисты комитета сочтут нужным ограничить движения автотранспорта, то согласно положению, они готовят соответствующее представление для принятия решения.
"Главное - сохранить памятники, расположенные на территории республики, и для этого необходимо создать художественно-реставрационную мастерскую, - убежден Эдуард Токаев. - Ведь общеизвестно, что специалистов такого профиля очень мало, и за последнее время эти уникальные профессии зачастую не были востребованы".
В ходе общения с жителями Владикавказа, корреспондент "Кавказского узла" убедился в том, что горожан интересует дальнейшая судьба многочисленных памятников, и опрошенные люди считают важным, что после длительной паузы власти обратили внимание на решение данной проблемы.
"Время показало, что только государство и его структуры способны повлиять на ситуацию, - сказал студент Игорь Маслов. - Понятно, что не все удастся сохранить, и оставить в том самом первозданном виде, но хорошо, что все-таки кто-то возьмется за это важное дело".
Пенсионерка Ирина Калагова, проживающая в центральной части столицы Северной Осетии, высказалась за то, чтобы вообще запретить автомобильное движение в этом районе города: "Историческая часть Владикавказа занимает относительно небольшую территорию, и мне неприятно смотреть как пыль, выхлопные газы и копоть автомобилей, покрывают грязной плёнкой красивые здания. Крайне нелогично, что автомашины двигаются в десяти метрах от Армяно-Григорианской церкви и от Осетинской церкви, а ведь эти храмы построены во второй половине 19 века - глядя на них, понимаешь, какие были таланты в то время, и какими были наши зодчие"
Другой опрошенный инженер - строитель Сергей Абаев выразил недоумение по поводу действий руководителей некоторых организаций, которые располагаются в зданиях, представляющих культурную ценность. "Совершенно непонятно, когда руководитель решает заменить старые оконные рамы на пластиковые. Абсурдным выглядит тот факт, когда дубовый паркет, который сильно стерся, накрывается ламинатом, и абсолютно недопустимо, когда в помещениях старинных зданий начинают возводить перегородки, чтобы создать еще один кабинет для работников",- сказал он.
По мнению собеседника агентства, для сохранения памятников истории, культуры и архитектуры нужны как административные меры, так и система общественного контроля - власть и граждане должны действовать сообща ради того, чтобы творения мастеров прошлого стали достоянием потомков.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что в октябре 2007 года начали реставрацию уникального древнего Зругского храма, который расположен в высокогорной части Северной Осетии.
Реставраторы-альпенисты скрепляют фундамент древнего памятника культуры, с помощью алебастра и цементного раствора устраняются многочисленные трещины, образовавшиеся в стенах. Из протекающей рядом реки Зругдон специалисты достали фрагменты храма, которые были смыты в результате наводнения пятилетней давности.
Как рассказал руководитель горного клуба "Каскад" Олег Рыжанов, часть склона, прилегающего к храму, удалось покрыть геотекстилем с тем, чтобы сохранить геометрию холма. Объем проведенных работ позволит предотвратить дальнейшее разрушение памятника.