17:10 / 09.06.2008Центр мониторинга выборов раскритиковал поправки в Избирательный кодекс Азербайджана

Принятые парламентом Азербайджана поправки в Избирательный кодекс по своей сути не создают правовых гарантий для устранения основных проблем на пути проведения свободных и справедливых выборов. К такому выводу пришли эксперты Центра мониторинга выборов (ЦМВ) - неправительственной организации, имеющей 6-летний опыт мониторинга выборов и входящей в ENEMO (сеть европейских мониторинговых НПО, тесно сотрудничающая с ОБСЕ).

Как заявил в понедельник, 2 июня, глава ЦМВ Анар Мамедли, "в принятом 2 июня законе об изменениях и дополнениях в Избирательный кодекс Азербайджана не учтены большинство важных рекомендаций местных и международных организаций по совершенствованию избирательного законодательства".

Вместе с тем, в распространенном заключении ЦМВ, приветствуется отражение в поправках ряда норм, которые положительно повлияют на выборы. Однако эти нормы в конечном итоге не способны оказать существенное влияние на проведение в стране демократических выборов, констатируют авторы документа.

ЦМВ с обеспокоенностью отмечает, что "в избирательное законодательство все еще не внесены изменения на основе рекомендаций ранее выдвинутых наблюдательными миссиями ОБСЕ и Совета Европы на предыдущих выборах".

В частности, не учтено предложение о формировании избирательных комиссий на основе новых принципов, гарантирующих независимость этих структур. Кроме того, не соблюдены рекомендации по повышению прозрачности выборов, упрощению выборных процедур, совершенствованию механизмов рассмотрения жалоб.

В целом последние поправки по своей сути не создают правовых гарантий для устранения основных проблем на пути проведения свободных и справедливых выборов, говорится в заключении.

Более того, в принятых поправках нашли свое отражение изменения ограничивающие возможности кандидатов в период предвыборной агитации, говорится далее в заключении ЦМВ. В частности сокращен период избирательной кампании, запрещена предвыборная агитация на гостелевидении, ограничены возможности размещения агитационных материалов на улицах и площадях, введен порядок регистрации при ЦИК структур, проводящих экзит-полл (опросы на выходе из избирательных участков). Остальные же поправки носят технический характер, которые не будут иметь существенного влияния на выборный процесс, полагают эксперты ЦМВ.

Эта структура с сожалением констатирует, что при принятии поправок в ИК не были проведены общественные обсуждения с участием общественно-политических институтов страны, местных и международных организаций, не было изучено общественное мнение.

"В итоге столь важный документ, касающийся будущего избирательной системы страны был принят поспешно и не получил доверия азербайджанского общества", - говорится в документе.

Как считает ЦМВ, сокращение избирательной кампании со 120 до 75 дней не основывается ни на каких веских аргументах. Это автоматически влечет сокращение периода ряда выборных действий, в том числе уменьшение времени уточнения списков избирателей, выдвижения кандидатов, сбора подписей, ведения предвыборной агитации. Регрессом является уменьшение периода предвыборной агитации с 60 до 28 дней, запрещения агитации на гостелевидении. Последнее нововведение усиливает неравные условия ведения агитации. Так, кандидаты от правящей партии получают преимущество, поскольку, как свидетельствует опыт выборов за последние 10 лет, гостелевидение показывает выступления и видеоизображения кандидатов от правящей партии.

Шагом назад является и поправка в статью 87.7 ИК о том, что "запрещается размещение предвыборных агитационных материалов на зданиях, других объектах, кроме помещений". Эта норма создает серьезные ограничения для кандидатов, не поддерживаемых властью, считают эксперты. Ибо практика выборов в Азербайджане показывает, что размещенные по всей стране билборды с фото и изречениями действующего президента являются косвенной пропагандой его кандидатуры. Остальные же кандидаты не имеют такой возможности. Кроме того, это противоречит закону о рекламе и Гражданскому кодексу. Согласно этим документам реклама на объекте государственной, частной и муниципальной собственности осуществляется на основе договоров с владельцами собственности. Поэтому запрещение размещения рекламы на объектах частной собственности нарушает права собственников.

Антидемократической нормой  является и отмена порядка внесения денежного депозита как альтернативного варианта для регистрации кандидата. Ранее, в случае выявления нарушений в подписных листах, кандидат мог быть зарегистрирован за счет уплаченного заблаговременно денежного депозита.

Вместе с тем, ЦМВ положительно оценивает снижение количества подписей необходимых для регистрации кандидатом в президенты от 45 тысяч до 40 тысяч.

ЦМВ, однако, считает неправильным возможность включения в состав экспертных групп расследующих жалобы на нарушения в ходе выборов членов избирательных комиссий, поскольку последние будут заинтересованной стороной.

Наряду с этим, ЦМВ позитивно оценивает указание в ИК нормы об уголовной ответственности за воздействие на свободное волеизъявление избирателя, вмешательство в работу избиркомов, фальсификации выборных документов, умышленный неправильный подсчет голосов, за нарушение тайны голосования, голосование за других лиц, вбрасывание одним лицом в урны для голосования более 1 избирательного бюллетеня.

ЦМВ также считает неправильным предоставление полномочий организации порядка голосования в войсковых частях Центральной избирательной комиссии. Эксперты ЦМВ, считают, что этот порядок должен определяться законом.

Прогрессивными моментами ЦМВ считает введение в закон нормы о маркировке пальцев избирателей невидимыми чернилами и отмену голосования в конвертах.

Следует отметить, что 14 мая этого года ЦМВ был лишен государственной регистрации решением Хатаинского районного суда Баку по иску Министерства юстиции, хотя структура прошла регистрацию всего три месяца назад (1 февраля этого года). Дело в том, что несмотря на то, что ЦМВ действовала с 2002 года, власти не регистрировали ее.

По словам главы ЦМВ Анара Мамедли, Минюст под различными предлогами 5 раз отказывало ЦМВ в регистрации. Наконец после 6-го обращения, ЦМВ прошла госрегистрацию в Минюсте 1 февраля 2008 года.

Однако уже 17 апреля Управление регистрации и нотариата Минюста обратилось с иском в Хатаинский суд о ликвидации регистрации ЦМВ.

Минюст мотивировал это неопределенностью информации об учредителях ЦМВ, неуведомлением Минюста о смене юридического адреса, невключением в государственный реестр сведений о представительствах ЦМВ в 8 городах страны.

Как заявил глава ЦМВ Мамедли, документы ЦМВ изучались в Минюсте с 26 декабря 2007 года по 1 февраля 2008 года, однако представители министерства не запрашивали никакой дополнительной информации об учредителях. По мнению Мамедли, власти стремятся помешать ей осуществить мониторинг выборов и впервые в практике Азербайджана провести параллельный подсчет голосов.

До сих пор ЦМВ осуществлял мониторинг 8 выборов в Азербайджане, провел тренинги для 5 тысяч местных наблюдателей. 252 наблюдателя были направлены для мониторинга выборов в зарубежные страны.

После решения суда об аннулировании регистрации ЦМВ Бакинский офис ОБСЕ призвали власти Азербайджана пересмотреть это решение и содействовать регистрации ЦМВ. С аналогичными призывами к властям Азербайджана обратились также послы США и Норвегии в Азербайджане.

2 июня парламент Азербайджана внес поправки в ИК, которые были мотивированы необходимостью совершенствования избирательного законодательства к предстоящим 15 октября президентским выборам.

Однако многие оппозиционные партии заявили, что поправки не создают условий для проведения демократических выборов. Главным объектом критики стало сохранение существующего порядка формирования избиркомов. Как считает оппозиция, ныне избиркомы находятся под контролем власти. Блок "Свободы" заявил о сохранении ранее принятого им решения о бойкоте выборов. О возможности бойкота заявили и другие партии.

13-14 июня Венецианская комиссия на своем заседании рассмотрит вопрос о поправках в ИК Азербайджана и даст оценку им.

Автор:Фаик Меджид, корреспондент "Кавказского узла"