Писатели из Ростовской области скорбят по поводу смерти Александра Солженицына и размышляют о его вкладе в мировую литературу.
Поэт Леонид Григорян: "Для меня Солженицын - личность святая, фигура колоссальная. То, что он дал многим, претерпевшим от Советской власти - свободомыслие. Ценю его как художника - "Один день Ивана Денисовича", "Случай на станции Кочетовка", "Матренин двор". И даже неоднозначное "Красное колесо" - такой кладезь знаний! Где их еще прочтешь!? Мне многое было известно о репрессиях, моя семья пострадала от них, но "Архипелаг ГУЛАГ" меня потряс...
Его уход... Хотя было известно о его болезни, не хотелось об этом думать, ведь самим своим присутствием он озонировал атмосферу. Помню, как по "Эху Москвы" прозвучал в программе "Полный Альбац" недобрый вопрос по его поводу. И Евгения ответила, что писателю - 88 лет, и он своим колоссальным подвигом заслужил право иметь мнение, отличное от других, в том числе - и от официального.
Я был знаком с ним лично: мы с Виталием Семиным (автор романов "Нагрудный знак OST" и "Семеро в одном доме") встречались с ним у друзей. И тогда он произвел на меня впечатление не только как писатель, но и как большой человек".
Поэт Николай Скребов: "Я никогда не забуду, что Солженицын родился в год, когда Льву Толстому исполнилось бы 90 лет. И вот он сам немногим не доживает до 90 годов. И оба они оставили особый след не только в русской, но и в мировой культуре.
Для меня Александр Исаевич - от 1962 года, времени публикации "Одного дня Ивана Денисовича" до последней его статьи в "Известиях (редакция перепечатала ее в последнем номере. Абсолютно разделяю его озабоченность разрушением единства славянского мира!) - личность с абсолютно цельным мировоззрением и такая художественная величина, с которой трудно сегодня кого-либо сопоставить.
Я испытываю чувство огромной потери еще и потому, что живу в городе, где Солженицын провел свои детские и молодые годы и откуда ушел на фронт. Эта вроде бы формальная сопричастность дает мне силы сказать то, что я сейчас говорю".
Прозаик Вениамин Киселевский: "Нигде это сейчас не произносится, но Солженицын прежде всего - страдалец, просто до предела - страдалец. Но при этом он - оптимист, так как другим нельзя объяснить то, что его все время поддерживало в жизни. Я не очень ценю его как писателя, но он - Мыслитель! Он сделал великое дело - он разворошил этот "советский муравейник". Не он один, конечно, но он - один из первых.
Личность он, конечно, противоречивая, но для меня как врача это прекрасный образец инволюции. Кстати, так назывался мой первый рассказ. Речь идет об обратном развитии - в данном случае страшной болезни. Ведь у него, как говорили, были уже метастазы. Но что-то произошло, и он - вылечился! Невероятный случай! И провидцем назвать его трудно, но мыслителем и философом - несомненно!"
Напомним, что один из ведущих русских писателей двадцатого столетия Александр Исаевич Солженицын родился в Кисловодске Ставропольского края 11 декабря 1918 года, откуда позднее переехал на учебу в Ростов-на-Дону.