Ситуация в зоне грузино-осетинского конфликта, резко обострившаяся 1-2 августа в результате повлекшего человеческие жертвы массированного минометного обстрела жилых кварталов Цхинвали, остается крайне взрывоопасной. Угроза широкомасштабных военных действий между Грузией и Южной Осетией становится все более реальной.
Вопреки разнообразным заявлениям грузинского руководства о необходимости принятия срочных мер для деэскалации напряженности, практические действия Тбилиси опровергают эти декларации. Вечером 2 августа и в ночь на 3 августа Грузия проводила открытые войсковые маневры на подступах к Цхинвали, стягивала силы и тяжелую бронетехнику к зоне грузино-осетинского конфликта.
Российская сторона вновь выражает самую серьезную тревогу в связи с последними событиями в Южной Осетии. Мы предпринимаем настойчивые усилия по дипломатическим каналам и по линии Смешанных сил по поддержанию мира в зоне конфликта, чтобы предотвратить нарастание военного противостояния, избежать новых человеческих жертв и разрушений, вернуть ситуацию в контролируемое русло.
Считаем крайне важным немедленное возобновление переговорного процесса в формате Смешанной контрольной комиссии, а также проведение экстренных рабочих встреч представителей конфликтующих сторон. Курс, взятый грузинской стороной на демонтаж СКК, в нынешних условиях особо контрпродуктивен и опасен. Более активную и четкую позицию в поддержку скорейшего возобновления нашей совместной работы в формате Комиссии должна занять миссия ОБСЕ в Грузии.
Бесспорным приоритетом остается подписание сторонами соглашения о невозобновлении военных действий и гарантиях безопасности, идея которого была ранее выдвинута ОБСЕ. Принятие соответствующих обязательств по этому документу позволило бы отвести угрозу войны в регионе посредством осуществления реальных мер доверия.
МИД России призывает стороны к максимальной сдержанности. Они должны в духе доброй воли нацелить свои усилия на урегулирование кризисной ситуации и предотвращение ее рецидивов. Россия и дальше будет принимать все меры для нахождения взаимоприемлемых мирных решений. Силовые сценарии окончательно обрушат надежды на урегулирование грузино-осетинского конфликта.
3 августа 2008 года