Война в Грузии и подрыв нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в Турции подорвали в глазах инвесторов образ региона как стабильной территории для транзита нефти и газа, считает американский политолог, старший научный сотрудник Фонда Джеймстауна (США) Владимир Сокор.
"После инцидента в Турции и атаки российской авиации на нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан впервые возникло недоверие относительно безопасности этого нефтепровода, чего до сих пор не было", - сказал Владимир Сокор.
После инцидента Грузия, BP, ГНКАР и другие компании временно закрыли экспортные терминалы в Батуми и Поти, и даже частично в Супсе.
"Отсутствие достаточных резервуаров означает прекращение экспорта нефти, а это - убытки для компаний, государственного бюджета Азербайджана и Грузии, транзитных стран. Это также породило и недоверие инвесторов, которые видят, что безопасность экспортных трубопроводов в Турции и Грузии недостаточно хорошо обеспечена, и могут перестать финансировать транзитные проекты с участием этих стран", - полагает эксперт.
Россия, по его мнению, пытается переориентировать экспорт каспийских энергоресурсов с запада на север, в Россию.
"Это одно из последствий войны в Грузии, которая ослабляет позиции всех прикаспийских стран, транзитных стран и стран Европы. Это еще раз показывает, что Россия ни в каком смысле не является партнером Запада. Последние события в Грузии стали крушением иллюзий относительно России в глазах Америки и Европы", - подчеркнул Владимир Сокор в интервью агентству Day.Az.
Углеводородный аспект за войной в Южной Осетии увидел обозреватель журнала "Коммерсант-Власть": "Дело в том, что основным маршрутом транзита нефти через территорию Грузии является так не любимый Москвой трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который был построен на западные деньги в обход России и запущен в 2006 году. По этой трубе каспийская нефть из Азербайджана идет через Турцию на Запад. А недавно, несмотря на недовольство российских властей, по ней потекла еще и казахстанская нефть".
Географическое расположение Грузии сделало её удобной площадкой для транзита углеводородного сырья из месторождений Кавказа, Каспийского региона, Турции и Ближнего Востока в сторону Европы. Роль "транзитера" выгодна и почетна. Однако при планировании транспортных маршрутов (в частности, дорогостоящих трубопроводов) инвесторы в первую очередь учитывают политическую стабильность и надежность транзитных государств, пишет издание Bigness.ru.
На Грузию, которая, как пишет газета, последовательно отстаивает антироссийские позиции, были возложены большие надежды. Фактически, она должна была стать центром "нефтяных путей", строящихся в обход России.
Каспийская нефть течет по трубопроводу Баку - Супса. В октябре 2006 года его эксплуатация была приостановлена для ремонта участка, проходящего по территории Грузии. Эксплуатация трубопровода возобновилась в июле этого года, после ремонта и модернизации. Однако 12 августа она была вновь приостановлена в целях безопасности - после того, как, по информации грузинской стороны, рядом с трубопроводом были сброшены три снаряда российскими бомбардировщиками.
Также через Грузию проходит маршрут Южно-Кавказского газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум, по которому газ идет из Азербайджана в Турцию, откуда его можно экспортировать на рынки Южной Европы. Сейчас пропускная способность магистрали - около 6,6 млрд кубометров в год, но ее планируют увеличить до 16 млрд кубометров в год после ввода в эксплуатацию второй очереди месторождения Шах-Дениз.
До войны были загружены грузинские морские нефтяные порты. Крупнейший терминал находится в Батуми, куда по железной дороге из Азербайджана и Казахстана идут цистерны. Еще один крупный терминал для перевалки нефти и нефтепродуктов в прошлом году построен в Кулеви. Через него отгружаются нефть, дизельное топливо и мазут, идущие по железной дороге из Азербайджана, Туркмении и Казахстана.
Что касается взорванной трубы БТД, то она пересекает Грузию с востока на запад на глубине 20 метров: нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан - второй по значению в мире. По трубопроводу, обладающему экстратерриториальным статусом, ежедневно из Азербайджана в Средиземноморье доставляется 1,2 млн баррелей нефти, пишет Французский еженедельник Le Nouvel Observateur.
Общая протяженность нефтепровода БТД - 1768 километров, из которых 443 км пролегают в Азербайджане, 249 км - в Грузии, 1076 км - в Турции. Строительство трубопровода началось в апреле 2003 года, а его заполнение нефтью - 18 мая 2005 года. Строительство БТД обошлось в 4 млрд. долларов. Это расходы на строительные работы, сюда не входят заполнение трубопровода, финансовые расходы и выплата банковских процентов. Сумма общего финансового кредита составляет 2,6 млрд. долларов. Акционерами BTC Co являются: BP (30,1 процента), AzBTC (25 процентов), Chevron (8,90 процента), StatoilHydro (8,71 процента), ТРАО (6,53 процента), Eni (5 процентов), Total (5 процентов), Itochu (3,40 процента), Inpex (2,50 процента), ConocoPhillips (2,50 процента) и Hess (2,36 процента).
Примечательно, что теракт на турецком участке БТД случился спустя всего лишь один день после заявлений полномочного представителя Южной Осетии в Москве Дмитрия Медоева о возможных мерах, на которые способна пойти его республика в ответ на действия Грузии. Он заявил, что все жители Южной Осетии как один поднимутся на борьбу с врагом и объединятся в партизанские отряды. "Одним из направлений партизанского движения будет рельсовая война. И мы тогда посмотрим, как Грузия будет отвечать, например, за свои обязательства по транзиту нефти по своей территории".
В угрозе Дмитрия Медоева содержался геополитический подтекст, пишет обозреватель Коммерсант-Власть". Ответственность за него взяли на себя курдские сепаратисты, а компания BP сразу же объявила о приостановке прокачки нефти.
"Теперь, если партизаны возьмут на вооружение предложенную осетинским чиновником тактику, есть вероятность, что поставки нефти по Баку-Тбилиси-Джейхан так и не возобновятся. Кроме того, это наверняка заставит задуматься и тех, кто планирует проложить через Грузию еще одну трубу - ненавистный для российского "Газпрома" газопровод Nabucco", - пишет обозреватель.
Проект Nabucco представляет собой трубопроводную систему, идущую в обход России (Турция-Болгария-Румыния-Венгрия-Австрия) и предполагающую доставку газа из Каспийского региона, в том числи и из Азербайджана, в Европу. Трубопровод мощностью 31 млрд. кубометров в год предусматривается реализовать к 2013 году.
Конкурентом Nabucco, который поддерживают США, считается гораздо более дорогой российский проект газопровода "Южный поток", который будут строить Газпром и Eni. Проект оценивается в 20 миллиардов долларов, в то время как строительство Nabucco, по предварительным оценкам, будет стоить 6 млрд. долларов. "Южный поток" позволит поставлять в Европу 30 млрд куб. м российского газа в год. Срок строительства оценивается около 3-х лет, а ввод в эксплуатацию морского участка Южного потока намечен на 2013 год. Предполагается, что часть газопровода пройдет по дну Черного моря до Болгарии (протяженность подводной части составляет около 900 км), а затем он разделится на две ветки, одна из которых должна пройти через Грецию в Италию, другая - в сторону Австрии и Словении, пишет "Инвест.гуру".
Пока проект Nabucco только в планах, отметил в интервью Bigness.ru Алексей Серов, аналитик Financial Bridge. Ближайший же срок поступления газа по планируемой трассе Nabucco - 2012 год. По транскаспийской магистрали в Европу, как ожидается, будет поступать природный газ из Туркмении, Казахстана, Азербайджана и России. Западная часть магистрали пройдёт от западной границы Грузии - через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию - в Австрию. К этому газопроводу может быть подключена и южная ветка, идущая из Ирака и стран Персидского залива и, возможно, Ирана. Длина газопровода составит 3300 километров, пишет NEWSru.com.
В случае начала строительства газопровода в 2008 году, он может быть введён в эксплуатацию в 2011 году и будет доставлять каспийский газ из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию. Годовая мощность трубы составит к 2020 году 25,5-31 миллиарда кубометров. В консорциум входят австрийская OMV, венгерская MOL, турецкая "Botas", болгарская "Bulgargaz" и румынская "Transgaz". Помощник государственного секретаря США Меттю Брайза подтвердил твёрдое возражение США на участие Ирана в проекте. Иран хочет добывать туркменский, азербайджанский и казахский газ и поставлять его в Европу.
Кроме того, через территорию Грузии планируется провести трубопровод "Одесса - Броды".
Дмитрий Лютягин, аналитик "Велес Капитал" видит два сценария развития дальнейших событий. Он выразил опасение, что "информационная война против России", которую ведут страны Запада, называя РФ агрессором, станет помехой для международных проектов с российским участием.
"Но если же российские власти сумеют доказать всему миру факт агрессии со стороны Тбилиси, то можно ожидать, что через Грузию трубопроводы тянуть не будут", - считает он. Более того, по мнению аналитика, вполне возможно, что крупные трубопроводные проекты будут выведены из этого неспокойного региона. Не исключено, что новые подходы, в частности, к Европе, будут проводить через Северную Африку.
Если победит такой сценарий, то, считает Лютягин, могут приостановиться и другие транспортные проекты "в обход России", которые Запад планировал реализовать в республиках бывшего СССР. Риски геополитики могут перечеркнуть целесообразность не только проекта Nabucco, "Одесса-Броды" и "Белый поток".
В свою очередь грузинский эксперт по вопросам экономики Владимир Папава отмечает, что сейчас степень энергетической зависимости Грузии от России снижается, так как импорт газа в страну осуществляется в основном из Азербайджана, сообщает "Грузия-Online". В то же время, бензин и другие нефтепродукты завозятся из других стран и их импорт также диверсифицирован.
"Так что можно считать торгово-экономические отношения с Россией практически приостановленными. Что касается других стран-членов СНГ, тут у нас со многими государствами двусторонние соглашения, в том числе по торговле, защите инвестиций, избеганию двойного налогообложения, так что будем мы в СНГ или нет, это соглашения действуют", - считает Папава.
Как писал ранее "Кавказский узел", война в Южной Осетии повысила геополитические риски и привела к падению рубля по отношению к доллару и евро.
Аналитик ИФК "Алемар" Василий Конузин подчеркнул, что прежде всего, конфликт уничтожил экономику Осетии, даже несмотря на то, что она находилась "в упадке при полном отсутствии каких-либо перспектив развития и нежелании грузинских властей инвестировать в "неудобный регион"".
"Для Грузии война стала затратной еще не начавшись: главным образом, из-за рекордного финансирования бюджетом расходов на оборону. Сейчас, когда конфликт вошел в активную фазу, каждый день войны отбрасывает экономику Грузии назад к "темным" девяностым", - считает Конузин.
Для России война при озвученных на сегодня суммах (10 млрд. руб.), которые российское Правительство готово направить на восстановление инфраструктуры Южной Осетии, пока существенного влияния на экономику не оказывает, говорит аналитик. Тем не менее, в случае затяжного конфликта, военные расходы, равно как и расходы на восстановление уничтоженной экономики Южной Осетии могут оказаться заметными и для России, считает он.
"В частности, они отразятся в дополнительном росте денежной массы и, как следствие, скачке и без того высокой инфляции", - полагает эксперт.
По его словам, на сегодня конфликт выходит за рамки трехстороннего противостояния - в него, в соответствии с договоренностями о военной взаимопомощи Южной Осетии, вступила Абхазия. Расширение конфликта грозит стабильности всего кавказского региона: Армения может остаться без газа, идущего через Грузию; Азербайджан и Казахстан пострадают от срыва поставок добываемой им нефти. В целом, предполагает Конузин, под удар будет поставлен крупный перевалочный узел энергоносителей для Европы.