В связи с сообщением для печати, опубликованным французской стороной по итогам телефонного разговора Президента Н.Саркози с Президентом России Д.А.Медведевым 17 августа, представляется необходимым уточнить некоторые моменты.
Документ, обобщающий шесть принципов урегулирования конфликтов, является совместной инициативой Д.А.Медведева и Н.Саркози, которая была выдвинута по итогам их встречи в Москве 12 августа. Этот документ был адресован сторонам в конфликте, каковыми являются Грузия, Южная Осетия и Абхазия. Югоосетинский и абхазский президенты подписали его без каких-либо оговорок, тогда как М.Саакашвили поставил свою подпись лишь под препарированным текстом и продолжает заявлять, что даже в таком виде положения документа его не полностью устраивают. Президент России поставил свою подпись под полным текстом документа в качестве одного из посредников — вместе с Президентом Франции, являющимся Председателем Европейского союза. Посредники от ОБСЕ пока документ, насколько нам известно, не подписали.
На фоне этой запутанной ситуации в отношении документа, призванного стать основой для урегулирования, Россия вместе с Францией активно добиваются принятия резолюции СБ ООН, в которой в полном объеме были бы закреплены достигнутые в Москве 12 августа договоренности. Эта работа наталкивается на сопротивление США и Великобритании, которые пытаются задним числом исказить содержание указанных договоренностей и представить дело таким образом, будто агрессивные действия, развязанные Грузией против Южной Осетии 8 августа, никак не сказались на ситуации в регионе, и игнорируют острейшую необходимость начать серьезное рассмотрение вопроса о статусе Южной Осетии и Абхазии.
Несмотря на все эти игры, российская сторона, как подчеркнул Д.А.Медведев в телефонном разговоре с Н.Саркози, приступает к выполнению своих обязательств. 18 августа начат отвод подразделений российских вооруженных сил, направленных в Грузию на укрепление российских миротворцев перед лицом грузинской агрессии. Д.А.Медведев отметил также, что до сих пор нет подтверждения полного возвращения грузинских войск в места их постоянной дислокации, что является одной из первых мер, предусмотренных московскими договоренностями. Темпы наших дальнейших шагов будут зависеть от того, насколько добросовестно Тбилиси будет выполнять то, что он него требуется.
Одновременно с выводом упомянутых российских подразделений российские миротворцы определяют зону безопасности в соответствии с пунктом 5 одобренных Д.А.Медведевым и Н.Саркози принципов.
Российская сторона поддерживает развертывание значительного числа дополнительных наблюдателей ОБСЕ в зоне безопасности и, более того, считает крайне важным такое развертывание с учетом необходимости наладить беспристрастный мониторинг за действиями грузинской стороны, которая продолжает предпринимать провокационные действия в нарушение московских принципов.
Вклад международного сообщества в стабилизацию обстановки и в создание условий, которые исключили бы повторение военных авантюр грузинского руководства, должен также заключаться в открытии дискуссии о путях обеспечения безопасности Южной Осетии и Абхазии, как это предусмотрено пунктом 6 московских договоренностей. При этом ясно, что обеспечить надежную безопасность двух республик невозможно без такого решения вопроса об их статусе, которое позволило бы югоосетинскому и абхазскому народам спокойно смотреть в будущее. Российская сторона высоко оценивает роль Президента Н.Саркози в усилиях по нормализации обстановки в регионе и подтверждает свою решимость вместе с Францией добиваться полного выполнения московских договоренностей сторонами.
Что касается упоминания в сообщении для печати, опубликованном французской стороной, о том, что Президент Франции "предупредил Президента Д.А.Медведева о тяжких последствиях" для отношений между Россией и Европейским союзом, то в ходе телефонного разговора двух президентов эта тема вообще не звучала. Евросоюз лишь однажды был упомянут в высказываниях Н.Саркози, который сказал, что хотел бы начать переговоры об отношениях Россия-ЕС и что "у России и Франции не должно быть разногласий из-за каких-то экстремистов".
18 августа 2008 года