В исправительных учреждениях Волгоградской области сотрудниками прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях были выявлены нарушения закона о привлечении осужденных к труду. Результат — четыре побега.
"Осужденные, отбывающие наказание в колонии-поселении, привлекались к труду на двадцати объектах в г. Волгограде и за его пределами. При этом их трудоустройство осуществлялось через посредническую фирму, на которую договором были возложены обязанности осуществления контроля и надзора за поведением осужденных и даже проведение розыскных мероприятий в случае побега осужденных", - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Лидия Сергеева, старший помощник прокурора Волгоградской области.
Лидия Игоревна отметила, что в нарушение требований, установленных для режимных объектов, на территории колонии-поселения находился рабочий кабинет этой фирмы. Ее сотрудниками проводились и инструктажи осужденных, направляемых на работу.
Виктор Гнидин, волгоградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, сообщил журналистам, что в договоре между колонией-поселением и администрацией фирмы "не были конкретизированы объекты, на которые направлялись осужденные, не предусматривались условия изоляции их рабочих мест от остальных объектов организаций".
Не соблюдался также порядок вывоза осужденных с режимной территории и перевозки их к месту работы. Профилактическая работа с осужденными со стороны администрации колонии не проводилась. Осужденные привлекались к труду за пределами колонии без учета особенностей их личности, склонности к побегам и совершению преступлений.
"Все эти нарушения способствовали совершению осужденными побегов, - сказала Лидия Сергеева. - В этом году четверо из них совершили побеги, самовольно покинув рабочие места. В настоящее время все они возвращены в места лишения свободы и привлечены за побег к уголовной ответственности".
Прокуратурой были вскрыты и другие факты ненадлежащего исполнения своих обязанностей сотрудниками ГУФСИН, а также отсутствие должного контроля деятельности учреждения со стороны его руководства. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой в адрес руководства ГУФСИН и колонии было внесено четыре представления, шесть должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в арбитражный суд направлены четыре иска о признании частично недействительными договоров о трудоустройстве осужденных.
"Кстати, в прошлом году в Фроловском районе был вынесен приговор начальнику исправительной колонии за то, что он привлекал осужденных к работам в своем частном домовладении. Судом ему назначено наказание в виде трех лет двух месяцев лишения свободы условно", - напомнила в конце беседы Лидия Сергеева.
Прокомментировать ситуацию, связанную с соблюдением законности и прав человека в исправительных учреждениях региона, корреспондент "Кавказского узла" попросил Михаила Таранцова, уполномоченного по правам человека в Волгоградской области.
Михаил Александрович напомнил, что в августе 2008 года Волгоградский областной суд поддержал его предложение о формировании единого банка данных переводчиков, призванных способствовать соблюдению процессуальных сроков рассмотрения судебных дел.
"Единый банк данных призван обеспечивать права участников судебного процесса, а также облегчать работу самих судов по поиску соответствующих специалистов для осуществления переводов", - пояснил Михаил Таранцов.
Он также добавил, что "основанием для этого послужили обращения, в которых граждане ставят под сомнение компетенцию переводчиков, привлекаемых к участию в гражданских и уголовных судебных процессах".
Михаил Таранцов рассказал также о том, что в июле ему удалось убедить руководство ГУВД области улучшить условия содержания подозреваемых и обвиняемых, находящиеся в изоляторе временного содержания (ИВС) при УВД г. Волжского. Тогда поводом для разбирательства стало обращение одного из подследственных ИВС к омбудсмену.
"23-х летний мужчина жаловался на неудовлетворительные условия содержания в ИВС: на антисанитарию в камерах, одноразовое питание вместо трехразового, необеспеченность постельными принадлежностями и т.д.", - рассказал Михаил Александрович. Омбудсмен сообщил, что он последние несколько лет постоянно заявлял о несоответствующих условиях содержания в Волжском ИВС. Очередное обращение по данному вопросу в адрес ГУВД Волгоградской области, по его словам, принесло положительные сдвиги.
Усилиями уполномоченного по правам человека в апреле были пополнены правовой литературой библиотеки следственных изоляторов и исправительных колоний области.