16:59 / 22.09.2008На Лунной Поляне в Адыгее ведется масштабное строительство, рассказывают туристы

Девственная природа Кавказского заповедника не только застраивается совершенно чуждыми ей объектами, но и постепенно превращается в закрытую зону. К такому выводу пришел турист, любитель природы Геннадий Клен, который во главе группы из Подмосковья неосторожно приблизился к Лунной Поляне в Адыгее.

"И еще об одном правиле необходимо помнить туристу, - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Клен, - если уж забрел сюда, не нужно ничего фотографировать: ни президентский, ни премьерский горнолыжный комплекс. Хотя, визуально - это один и тот же объект. Просто строит его Управление делами президента России, но для премьер-министра".

Началась история в середине августа, когда Клен повел группу туристов из Подмосковья через плато Лагонаки, мимо Фишт-Оштенского массива на Бабук-Аул. "Мы, как положено, взяли пропуска на прохождение через территорию Кавказского заповедника, в состав которого входят эти территории", - рассказывает собеседник корреспондента "Кавказского узла".

"И, конечно, все были уверены, что наш поход будет отмечен только положительными эмоциями, - продолжил свой рассказ Клен. - А о том, чтобы побывать в ситуации, которая могла бы произойти где-нибудь в зоне военных действий, или оказаться в роли тех, кто нелегально пытался проникнуть на секретный объект, мы и не помышляли. В заповедных местах люди отдыхают душой от всех заморочек оставшейся внизу цивилизации".

Поход проходил по так называемому 825-му маршруту, который берет начало от тупика дороги, ведущей из Майкопа на Лагонаки, отметил турист. "Первый день прошел на высокой оптимистичной ноте, - сказал он. - Ребята были весёлые и простые в общении, с такими ходить — одно удовольствие".

Изрядно попотев, к вечеру группа вышла на озеро Псенодах. "Уникальность этого озера заключается в том, - рассказал старший группы своей команды, - что вода, поступающая в него из ручьёв, уходит через карстовые пустоты на дне, теряясь где-то в глубинах горного массива. Интересно, что переполнения и пересыхания озера никогда не наблюдалось".

К водопаду, падающему в долину ручья Водопадистый с перемычки между горами Пшеха-Су и Фишт, туристы подошли уже к концу второго дня. В советские времена здесь был построен приют, который исправно функционировал, обеспечивая поддержку маршрута. Приюта давно уже нет, и сегодня сюда можно подъехать по дороге, которую пытались построить на Лунную Поляну.

"Теперь это благодатное место превратилось в проходной двор, - прокомментировал любитель природы. - Всюду разбросан мусор, народ, постоянно прибывающий сюда на машинах, не всегда скромен и трезв. В лесу за ручьем уже что-то строят из брёвен — скорее всего, совсем не туристический приют".
 
На следующее утро после подъема на перевал Водопадный вскоре на горизонте появляется Лунная Поляна. "Ещё час пути и Лунная Поляна встречает нас рокотом двух вертолётов, поочерёдно трелюющих сюда из Солох-Аула бетон для строительства горнолыжного комплекса, - описал увиденное Клен. - На склонах хаотически рассортированы составные части подъёмников-фуникулёров".

В трёхстах метрах справа от туристской тропы виднелось здание, построенное в изысканном европейском стиле, а строительный вагончик был поставлен почти на тропе. "Подойдя ближе к нему, - отметил собеседник, - замечаем сотрудника милиции, который явно направлялся к нам. Он, потребовав от нас обойти вагончик примерно на расстоянии тридцати метров, властно указал на место, где мы должны остановиться".

А дальше - унизительная ситуация с досмотром, которая оставила крайне неприятный осадок на душе у всех. Милиционер потребовал предъявить фотоаппараты и уничтожить снимки охраняемого им объекта. Когда со снимками было покончено, проводил словами: "Идите и не останавливайтесь, пока не скроетесь из вида".

"В этот день, в течение всего пути до нашего слуха время от времени всё доносился гул от работающих вертолётов", - пояснил любитель природы.

Уже в Бабук-Ауле один из егерей рассказал туристам, что гравий для бетонных работ на Лунной Поляне незаконно изымается из реки Шахе.

"Все эти события задели меня на живое, - пояснил турист. - От людей посвященных я узнал, что за этим проектом стоят ни много, ни мало — Управление делами президента России и государственная компания "Роснефть". И я решил сделать хотя бы то малое, что в моих силах — рассказать о том, что произошло".

"Кавказский узел" сообщал ранее, что строительство дороги на Лунную Поляну, официально именуемой "Черниговское — научный центр "Биосфера"", прервано весной этого года, до визита в Адыгею миссии ЮНЕСКО и МСОП (Международного Союза Охраны Природы) 18-25 апреля. После визита последовала информация о полном прекращении строительных работ.

24 апреля в Майкопе состоялась официальная встреча представителей экологических организаций с Кишором Рао (заместитель директора Центра Всемирного Наследия ЮНЕСКО). В этой встрече участвовали Экологическая Вахта по Северному Кавказу, Гринпис России, WWF России и NABU-Кавказ, Международный Социально-экологический Союз и Майкопская городская организация ВООП.

Ожесточенные споры возникли на встрече вокруг горнолыжного комплекса Лунная Поляна, который, по данным экологов, построен на территории заповедника незаконно. Директор Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды МПР России Ринат Гизатуллин упорно доказывал, что Лунная Поляна никогда не была в составе Кавказского заповедника и на территории Всемирного Природного Наследия. Ему вторил руководитель Управления Росприроднадзора по Адыгее Георгий Козменко.

Неадекватность этой позиции, очевидна, сказал тогда глава "Экологической Вахты по Северному Кавказу" Андрей Рудомаха, так как Лунная Поляна находится глубоко внутри территории Наследия на территории Кавказского заповедника. Этот участок, по его словам, включен в заповедник вместе с остальной частью Фишт-Оштенского массива в 1990 году и никаких документов о том, что участок, где расположена Лунная Поляна, не был включен, не существует.

7 августа Министерство природных ресурсов и экологии (МПРЭ) РФ призвало президента Адыгеи беречь Кавказский заповедник и Всемирное Природное Наследие. В письме в числе рекомендованных мер по исправлению допущенных ошибок был обозначен пункт о том, что следует закрыть свободный доступ автомобилей по недостроенной, но подводящей к границе заповедника дороге. Однако, как отмечали экологи больше месяца спустя, эти меры так и не были предприняты.

Автор:Аслан Шаззо, корреспондент "Кавказского узла"