Кабардино-Балкарским отделением общероссийской общественной благотворительной организации пенсионеров и инвалидов и Российской организации жертв политических репрессий подготовлена к печати Книга памяти жертв политических репрессий. Об этом сообщает корреспондент "Кавказского узла" со ссылкой на пресс-службу Управления ФСБ РФ по Кабардино-Балкарии.
"По материалам Федеральной службы безопасности собран огромный фактологический материал, охватывающий период с 1920 по 1950 годы прошлого века и включающий в себя сведения более чем о пяти тысяч человек - репрессированных по политическим соображениям и впоследствии реабилитированных", - говорится в сообщении пресс-службы.
Однако, для того, чтобы первый том этого уникального издания увидел свет, необходимы финансовые средства. Инициаторы создания республиканской Книги памяти приняли решение издать ее на народные средства.
Открыт специальный счет в коммерческом банке "Бум-банк".
Авторы идеи издать Книгу памяти на народные деньги выражают уверенность, что она получит поддержку как со стороны коммерческих структур, так и общественных организации и граждан, так как репрессии в той или иной мере затронули значительное количество жителей республики.
Сведения о спонсорах будут приведены на страницах издания.
Контроль над поступающими средствами будет осуществлять инициативная группа из числа авторитетных жителей республики.
Работа над сбором данных для Книги памяти началась по распоряжению Правительства Кабардино-Балкарии в 2005 году. Всего собраны данные на 5 тысяч человек. Данные собираются в алфавитном порядке.
В первый том книги вошли репрессированные лица, фамилии которых начинаются на первые буквы алфавита. Данные содержат фамилию, имя, отчество репрессированного, информацию о том, где он жил, чем занимался, были ли у него награды, дату ареста, каким органом был арестован, какое ему было предъявлено обвинение, дату принятия постановления, приговор, дату реабилитации.
По данным Ассоциации жертв политических репрессий с 1918 по 1950 годы в Кабардино-Балкарии были репрессированы 55 тысячи человек. Они все впоследствии были реабилитированы, за исключением 42 человек, которым было отказано в реабилитации. По данным Ассоциации, в Нальчике были специальные места для расстрела, некоторые из них до сих пор неизвестны.
По словам Нины Лафишевой, преподавателя КБГУ, работавшей над Книгой памяти, "спокойно читать эти дела невозможно". "Как будто соцобязательства раздавали: столько-то посадить, столько-то расстрелять. Женщин сажали, как членов семьи изменников родины, детей - как детей врага народа", - рассказала она в мае прошлого года в ходе "круглого стола" в правозащитном центре Кабардино-Балкарии, приуроченном к 70-й годовщине "большого террора" 1937 года.