Сегодня Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу "Альбеков и другие против Российской Федерации" и признал Россию виновной в неспособности исполнить свои обязательства по защите жизней своих граждан в Чечне, погибающих от противопехотных мин.
В качестве компенсации морального вреда суд присудил родственникам погибших Вахажи Альбекова и Хазайна Минкаилова по 35 000 евро и родственникам искалеченного и впоследствии пропавшего при зачистке Нокхи Успанова 20 000 евро, говорится в сообщении Правозащитного Центра "Мемориал", поступившем в адрес "Кавказского узла".
Мирные жители Вахажи Альбеков и Хасайн Минкаилов погибли 23 октября 2000 года от взрывов противопехотных мин, заложенных на территории вокруг российского военного подразделения вблизи села Ахкинчу-Барзой в Чечне, тогда же был искалечен Нокха Успанов.
Родственники погибших и пострадавших обратились к военным за помощью в поиске подорвавшихся, однако только на следующий день военные направили саперов с картами минного поля на поиски.
Европейский суд не счел необходимым устанавливать, были ли мины заложены российскими военными, поскольку в любом случае государство не отрицало, что они были в курсе, где были заложены мины. Суд пришел к выводу, что российские власти были обязаны защищать жизни жителей села от риска быть подорванными на противопехотных минах.
Суд посчитал, что разминирование случайно найденных саперами мин не снимает с государства обязательств защищать жизнь по Статье 2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Даже если предположить, что жители села получили устное предупреждение о наличии мин где-то вокруг села, без информации об их конкретном местонахождении такие общие сведения вряд ли могли снизить риск подорваться на заложенных на пастбищах минах, отмечается в решении суда.
Таким образом, суд счел Россию неспособной предпринять усилия для того, чтобы обнаружить и деактивировать мины, обеспечить мирных жителей достаточной информацией о них и обвинил государство в нарушении обязательства по Статье 2 Конвенции защитить жизни Вахажи Альбекова, Хасайна Минкаилова и Нокхи Успанова.
Суд также отметил, что первое официальное расследование происшествия было начато только спустя почти 4 года, уже после того, как дело было передано Европейским Судом Правительству Российской Федерации для предоставления ответа на жалобу.
Суд установил, что уголовное расследование смертей Вахажи Альбекова и Хасайна Минкаилова и увечий Никхи Успанова не соответствовало даже минимальным стандартам эффективности, что нарушает процессуальный аспект Статьи 2 Конвенции.
Суд также сделал вывод о том, что государство нарушило свое обязательство по Статье 13 Конвенции (право на эффективные средства правовой защиты).
Кроме этого, суд отметил нарушение Российского Правительства обязательства по Статье 38 п.1 (a) Конвенции (обязанность оказывать необходимое содействие Суду), так как Россия отказалась предоставить копии уголовного дела по факту смертей Вахажи и Хасайна и увечий Нокхи,
Перед Европейским Судом заявителей представляли юристы совместного проекта Правозащитного Центра "Мемориал" и Европейского центра защиты прав человека (EHRAC).
Напомним, что в октябре Европейский суд по правам человека признал Россию также виновной в предполагаемой гибели двух чеченских подростков, которых никто не видел после их задержания сотрудниками ОМОН в июне 2000 года. Согласно приговору, Россия должна выплатить матерям погибших в общей сложности 74 тысячи евро компенсации.
В сентябре Европейский суд по правам человека обязал Россию заплатить 38 тысяч евро за исчезновение жителей Чечни. Как сообщал "Кавказский узел", это было решение суда по делу "Тахаев и другие против России", в котором Евросуд признал РФ виновной в насильственном исчезновении 20-летнего мужчины в Чечне в ноябре 2002 года.
Отметим, что в 2007 году Россия проиграла в Страсбурге 140 дел, общая сумма выплат по искам достигла 4,3 миллиона евро. В отчете Европейского суда по правам человека, опубликованном 23 января, отмечено, что в 2007 году он выявил 175 фактов нарушения прав человека в России. Большая часть жалоб, поданных в Страсбургский суд российскими гражданами, была связана с событиями в Чечне.