Верховный суд Дагестана с пятой попытки сформировал коллегию присяжных заседателей на процессе по делу об убийстве дагестанского политика Фарида Бабаева - лидера местного отделения партии "Яблоко".
Как ранее сообщал "Кавказский узел", 15 августа процесс был отложен по причине неявки присяжных, тогда в суд прибыли лишь 6 человек. 5 августа слушание дела было также перенесено по аналогичной причине, в суд тогда не явился ни один кандидат в присяжные.
Последующие попытки сформировать коллегию - 8 и 26 сентября - закончилась неудачей из-за плохой явки кандидатов в присяжные заседатели.
Председательствующий на процессе судья Ибрам Гарунов назначил сегодня первое заседание суда с участием присяжных заседателей на 22 октября, сообщает "Газета.ру".
По информации сайта "Каспаров.Ru", на скамье подсудимых находятся обвиняемые непосредственно в исполнении преступления - Рахил Мамедризаев и Сеферали Сефимерзоев, обвиняемый в соучастии. Заказчик убийства Бабаева пока не найден.
Убийство Фарида Бабаева имело широкий резонанс не только в Дагестане, но и по всей стране. Выразить соболезнования родственникам погибшего в Махачкалу приезжал лидер "Яблока" Григорий Явлинский. Он заявил, что убийство Бабаева, совершенное накануне выборов в Госдуму РФ, имеет "политический характер и ответственность за него должны нести, в том числе и дагестанские власти".
Напомним, что Бабаева расстреляли в Махачкале у порога его собственного дома 21 ноября 2007 года. Его госпитализировали в реанимационное отделение республиканской клинической больницы, где он и скончался через 3 дня, не приходя в сознание.
В качестве основной версии преступления называлась месть Бабаеву, который жестко критиковал главу Докузпаринского района и республиканских милиционеров за расстрел 25 апреля 2006 года мирной демонстрации.
Тогда жители района требовали отставки Керимхана Абасова, обвиняя его в нецелевом расходовании и хищении бюджетных средств, выделении сельскохозяйственных кредитов и дотаций фермерскому хозяйству "Сад", которым руководит его жена, многочисленных нарушениях в ходе выборов главы района, клановости.
Митинг местные и республиканские стражи порядка разогнали с применением спецоружия с болванками, наполненными слезоточивым газом, в результате чего тяжелые ранения получили Эмин Ахметханов и Мурад Нагметов, который скончался на месте.
В последующем милиция перешла к подворным обходам. Были выстрелы и в сторону людей, которые не участвовали в акции протеста. В частности, Алюссет Насруллаев получил ранения, когда стоял и курил на пороге собственного дома. Его долго лечили в лечебных учреждениях республики, сегодня он инвалид второй группы, другой раненый Ахмедханов прикован к постели, он инвалид первой группы. После смерти Мурада Нагметова без средств к существованию осталась жена с двумя малолетними детьми.
Интересы пострадавших и защищал последовательно Бабаев. По факту расстрела митинга были заведены уголовные дела по статьям "Убийство с отягчающими обстоятельствами" и "Неправомерное использование оружия", но они никак не могут быть доведены до конца, так как, по утверждению адвоката семьи Нагметовых Зияудина Увайсова, в прокуратуре и МВД Дагестана говорят, что не могут найти хозяина оружия, который выстрелил в митингующих.
Сразу после убийства Бабаева был составлен фоторобот человека, подозреваемого в убийстве. Появилась информация и с мест проживания предполагаемого преступника, который в те же дни выехал за пределы населенного пункта. В результате розыскных работ 3 марта 2008 года в республике Якутия был задержан Мамедризаев, который на предварительном следствии сообщил, что выполнял указ Абаса Абасова.
Через несколько дней последовало заявление Мамедризаева о непричастности к преступлению Абасова-младшего. Тогда же заместитель главы следственного управления Дагестана Мирзабала Мирзабалаев заявил, что показаниям задержанного вообще нельзя верить, поэтому задержанный 4 мая Абас Абасов был отпущен на свободу под подписку о невыезде.
23 мая в адрес Генерального прокурора России Юрия Чайки, министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, спикера Госдумы России Бориса Грызлова, прокурора Дагестана Игоря Ткачева было отправлено заявление, в котором Мамедризаев отмечает, что он изменил предварительные показания под давлением, а выехал он за пределы республики, потому что боялся, что его убьют.
Один из жителей Мискинджа на условиях анонимности сообщил, что Мамедризаев мог исполнить любой приказ главы района, так как лишь благодаря Керимхану Абасову оставался на свободе: "На Мамедризаева только в 2007 году было заведено 4 уголовных дела, Керимхан Абасов, используя административный ресурс, добивался или их закрытия, или наиболее мягкого наказания. В последний раз Мамедризаева приговорили к условному сроку за хранение и сбыт анаши".