Международная конференция по сохранению и развитию черкесского языка, прошедшая в столице Иордании Аммане 15-16 октября, станет ежегодной. Это решение принято в ходе конференции, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Батырбий Берсиров, ее участник, директор Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований (АРИГИ).
"Конференция подготовлена при поддержке правительства Иордании и российского посольства в ней, - подчеркнул собеседник. - И, объективно говоря, такого масштаба форум, посвященный черкесскому языку, проводится впервые. Кроме того, очень важно отметить, что идея ежегодного проведения конференции поддержана посольством".
По его словам, чтобы сохранить язык, собрания, пусть и представительного, совсем не достаточно, но сам по себе интерес к языку, забота по отношению к адыгской диаспоре со стороны России и Иордании — это очень важное событие.
Такое внимание, по словам Берсирова, имеет свое объяснение. Во-первых, адыги являются мощной поддержкой Иорданского королевства с самого его возникновения. Во-вторых, во время недавних событий в Южной Осетии и Абхазии адыги поддержали шаги России, написали в адрес высшего руководства страны письмо, в котором с одобрением отозвались по поводу защиты и создания двух молодых государств.
В работе форума принимало участие более 100 человек. Это государственные деятели ученые, известные личности, живущие в Сирии, Турции, Израиле, США, других странах мира. Даже делегаты из Палестины были, отметил директор АРИГИ.
Солидно на форуме была представлена Кабардино-Балкария, которая, по его мнению, и без того задает тон. Республика делает значительно больше, чем, например, Адыгея. Иорданские адыги уже несколько десятков лет получают учебники, пособия, работают там и преподаватели. Поэтому кабардинский вариант языка местные адыги знают лучше.
Если делегация из Адыгеи состояла из 10 человек, то Кабардино-Балкарии — из 12 членов делегации, пояснил собеседник. Из Карачаево-Черкесии прибыло лишь три человека. Правительственных чиновников среди них не было, отметил Берсиров, тогда как делегацию Адыгеи возглавлял премьер-министр Мурат Кумпилов.
На конференции говорили об истории возникновения зарубежной диаспоры адыгов, но, главное, о том, каково нынешнее состояние языка, прокомментировал Берсиров.
"Как эти проблемы можно решить самой диаспоре, я плохо себе представляю, - сказал он. - Без господдержки, без школ, финансируемых специальными статьями, язык не может выжить. Лишь в таких условиях, как в России, как это сделано в Израиле, язык сохраняется. А в других он становится бытовым, затем в него проникают иноязычные слова, а далее происходит полное его вытеснение даже из обихода".
Самый реальный шанс сохранения у диаспоры, по мнению Берсирова, заключается в переселении, причем, в массовом. Только тогда они останутся адыгами, считает он.
"Любой язык жив, пока востребован, пока он выполняет функции — хотя бы служит средством общения внутри коллектива, - сказал он. - А если к этому еще присовокупить телевидение, радио, газеты, школы, тогда язык будет жить и благоденствовать".
"Я предложил диаспоре создать фонд, - отметил собеседник. - Как это делают евреи, курды, другие народы. И содействовать разным целям — и возвращению на родину, и обучению родному языку. То есть, нужно делать язык действующим".
Премьер-министр Иордании в своем выступлении очень тепло отозвался об адыгах, сказал, что, фактически, они - опора государства, что эта их поддержка во многом обеспечивает стабильность в королевстве, адыги внесли огромный вклад в развитие науки, культуры, экономики Иордании.
На первом заседании присутствовал наследный принц Иорданского королевства Али. Но, как отметил собеседник, согласно протоколу, в таких случаях королевские особы на мероприятиях не выступают.
На вопрос корреспондента "Кавказского узла" о том, что способна Адыгея предложить диаспоре в качестве помощи, собеседник ответил: "А что можно было нам обещать? Мы готовы принимать на учебу — договор заключили. Учителей тоже можем посылать. Финансово же мы помочь не можем".
Отметим, по данным Центрального "Адыгэ Хасэ" Иордании, в королевстве около 120 тыс. адыгов. Из них родным языком владеет лишь 15 процентов.