Верховный Суд Дагестана в третий раз не смог сформировать коллегию присяжных по делу об убийстве руководителя регионального отделения партии "Яблоко" и кандидата в депутаты Госдумы Фарида Бабаева.
15 августа процесс был отложен по причине неявки присяжных, тогда в суд прибыли лишь 6 человек. 5 августа слушание дела было также перенесено по аналогичной причине, в суд тогда не явился ни один кандидат в присяжные.
Сегодня в суд вновь явились всего шесть кандидатов в присяжные заседатели из 350 приглашенных. Судебное заседание отложено на 26 сентября, передает РИА "Дагестан".
Судебное заседание по делу об убийстве председателя дагестанского регионального отделения партии "Яблоко" Фарида Бабаева, должно было начаться 23 июля, но подозреваемые в совершении этого преступления Рахил Мамедризаев и Сеферали Сефимерзоев ходатайствовали о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей. Верховный суд рассмотрел их ходатайство и перенес заседание на 5 августа для формирования коллегии присяжных.
Как пишет сегодня "Дагестанская правда", чаще всего подсудимые просят о рассмотрении их дела с участием присяжных, когда они верят в собственную невиновность. Издание приводит статистику Верховного суда Дагестана за период 2006, 2007 и первую половину 2008 года.
Рассмотрено по существу с вынесением приговоров единолично судьями — 122 дела, с участием присяжных — 63. Осуждено по этим делам соответственно 192 и 71 лицо. Оправдано единолично судьёй — 31, с участием присяжных — 69 подсудимых. Присяжным заседателям пришлось выносить вердикты примерно по каждому третьему делу.
На скамье подсудимых по делу об убийстве Бабаева находятся обвиняемые в непосредственном исполнении преступления - Мамедризаев Рисал Зейнедиевич и Сефимерзоев Сеферали Сефералиевич.
Как отмечается в сообщении Правозащитного Центра "Мемориал", очевидно, что убийство Бабаева было заказным, однако заказчик не найден.
Интересы родственников убитого Фарида Бабаева в суде представляют адвокаты, предоставленные потерпевшим ПЦ "Мемориал". Это - член адвокатской палаты Республики Дагестан Баканай Гусейнова и руководитель Урус-Мартановского представительства ПЦ "Мемориал" адвокат Докка Ицлаев.
Как отмечает ПЦ "Мемориал", Фарид Бабаев был не только честным политиком, но и правозащитником.
"Именно он предавал гласности многие случаи грубейших нарушений прав человека в Дагестане - похищения и безвестные исчезновения людей, фабрикации уголовных дел, факты коррупции и чиновничьего произвола. Он, не жалея сил, отстаивал права потерпевших при расстреле мирной демонстрации в Докузпаринском районе в 2005 году, добивался расследования этого преступления. Он выступал за прозрачность выборов и жестко публично высказывался по поводу грубейших нарушений избирательных прав жителей Дагестана", - говорится в сообщении правозащитной организации, которая намерена внимательно следить за процессом.
Убийство Фарида Бабаева имело широкий резонанс не только в Дагестане, но и по всей стране. Выразить соболезнования родственникам погибшего в Махачкалу приезжал лидер "Яблока" Григорий Явлинский. Он заявил, что убийство Бабаева, совершенное накануне выборов в Госдуму РФ имеет "политический характер и ответственность за него должны нести, в том числе и дагестанские власти".
Напомним, что Бабаева расстреляли в Махачкале у порога его собственного дома 21 ноября 2007 года. Его госпитализировали в реанимационное отделение республиканской клинической больницы, где он и скончался через 3 дня, не приходя в сознание.
В качестве основной версии преступления называлась месть Бабаеву, который жестко критиковал главу Докузпаринского района и республиканских милиционеров за расстрел 25 апреля 2006 года мирной демонстрации.
Тогда жители района требовали отставки Керимхана Абасова, обвиняя его в нецелевом расходовании и хищении бюджетных средств, выделении сельскохозяйственных кредитов и дотаций фермерскому хозяйству "Сад", которым руководит его жена, многочисленных нарушениях в ходе выборов главы района, клановости.
Митинг местные и республиканские стражи порядка разогнали с применением спецоружия с болванками, наполненными слезоточивым газом, в результате чего тяжелые ранения получили Эмин Ахметханов и Мурад Нагметов, который скончался на месте.
В последующем милиция перешла к подворным обходам. Были выстрелы и в сторону людей, которые не участвовали в акции протеста. В частности, Алюссет Насруллаев получил ранения, когда стоял и курил на пороге собственного дома. Его долго лечили в лечебных учреждениях республики, сегодня он инвалид второй группы, другой раненый Ахмедханов прикован к постели, он инвалид первой группы. После смерти Мурада Нагметова без средств к существованию осталась жена с двумя малолетними детьми.
Интересы пострадавших и защищал последовательно Бабаев. По факту расстрела митинга были заведены уголовные дела по статьям "Убийство с отягчающими обстоятельствами" и "Неправомерное использование оружия", но они никак не могут быть доведены до конца, так как, по утверждению адвоката семьи Нагметовых Зияудина Увайсова, в прокуратуре и МВД Дагестана говорят, что не могут найти хозяина оружия, который выстрелил в митингующих.
Сразу после убийства Бабаева был составлен фоторобот человека, подозреваемого в убийстве. Появилась информация и с мест проживания предполагаемого преступника, который в те же дни выехал за пределы населенного пункта. В результате розыскных работ 3 марта 2008 года в республике Якутия был задержан Мамедризаев, который на предварительном следствии сообщил, что выполнял указ Абаса Абасова.
Через несколько дней последовало заявление Мамедризаева о непричастности к преступлению Абасова-младшего. Тогда же заместитель главы следственного управления Дагестана Мирзабала Мирзабалаев заявил, что показаниям задержанного вообще нельзя верить, поэтому задержанный 4 мая Абас Абасов был отпущен на свободу под подписку о невыезде.
23 мая в адрес Генерального прокурора России Юрия Чайки, министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, спикера Госдумы России Бориса Грызлова, прокурора Дагестана Игоря Ткачева было отправлено заявление, в котором Мамедризаев отмечает, что он изменил предварительные показания под давлением, а выехал он за пределы республики, потому что боялся, что его убьют.
Один из жителей Мискинджа на условиях анонимности сообщил, что Мамедризаев мог исполнить любой приказ главы района, так как лишь благодаря Керимхану Абасову оставался на свободе: "На Мамедризаева только в 2007 году было заведено 4 уголовных дела, Керимхан Абасов, используя административный ресурс, добивался или их закрытия, или наиболее мягкого наказания. В последний раз Мамедризаева приговорили к условному сроку за хранение и сбыт анаши".