Руководство Южной Осетии, российские военнослужащие не обеспечивают защиту собственности жителей грузинских анклавных сёл и безопасность оставшихся там людей. Об этом было заявлено сегодня на пресс-конференции представителей Правозащитного центра "Мемориал" и организации Human Rights Watch в агентстве "Интерфакс".
"Необходимо в ближайшее время провести сплошной подворный обход сел силами находящегося в Цхинвали контингента российского МЧС совместно с сотрудниками российского и югоосетинского МВД как для поиска живых обитателей сел, так и для обнаружения тел погибших", - сказано в сообщении правозащитников по итогам поездки в Южную Осетию.
Предваряя выступление участников миссии в Южную Осетию, председатель Совета ПЦ "Мемориал" Олег Орлов отметил: "Урегулирование конфликта невозможно без принятия политических решений, которые должны иметь правовую основу. Главной миссией поездки сотрудников "Мемориала" и Human Rights Watch было сделать шаг к установлению истины, собрать фактический материал для того, чтобы дать произошедшему правовую оценку".
Кроме столицы Южной Осетии, города Цхинвали, представитель ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов и заместитель директора московского бюро Human Rights Watch Татьяна Локшина побывали во многих селах: осетинских, совместного проживания, анклавных грузинских.
Правозащитники отметили, что со стороны Грузии имело место непропорциональное применение силы. Город Цхинвали и сёла, в которых оставались мирные жители, были обстреляны с использованием оружия принципиально неизбирательного действия (в первую очередь системы залпового огня "Град").
Участники пресс-конференции призвали как российские, так и грузинские власти к срочному предоставлению полной информации о том, какие виды оружия и где были использованы.
"Иначе невозможно обезвредить опасные снаряды, оставшиеся на территории мирных сел", - полагают правозащитники.
По словам Локшиной, подвалы домов в абсолютном большинстве случаев обеспечивали защиту от обстрелов. В абсолютном большинстве анклавных грузинских сел до начала военных действий наблюдался исход грузинского населения.
По мнению Черкасова, этот исход не был спонтанным, а имела место заранее запланированная Грузией эвакуация населения из зоны боевых действий. Он также заявил, что абсолютные числа о количестве погибших могут быть в списке общественной комиссии. Этот список, включающий 300 погибших, составленный поименно, проверить не удалось.
Заместитель директора московского офиса Human Rights Watch заявила о необходимости составление и публикацию полного списка погибших: "Каждый должен быть поименован и оплакан".
"Мы говорим об очень маленьком народе, - заметил Александр Черкасов, - поэтому концентрация горя очень велика".
По ее словам, многие из тех, кто считается убитыми, на самом деле находятся в больницах на территории Грузии.
Также Татьяна Локшина заявила, что располагает надёжной информацией о том, что "на территории Южной Осетии больше нет пленных и заложников, которые содержатся в государственных или частных структурах". По её словам, на территории Грузии находится 5 югоосетинских пленных, но и их пытаются обменять на тела погибших грузин, передает РИА "Новости".
Олег Орлов заметил, что стороны конфликта обвиняют друг друга, говоря об огромном количестве жертв, но отрицают при этом любые собственные нарушения. "Очень важно получить объективную информацию", - отметил он.
На пресс-конференции были показаны фотографии, сделанные во время поездки 3-8 сентября.
В начале октября 2008 года планируется вторая миссия ПЦ "Мемориал" и других правозащитных организаций - в Грузию.
Сегодня "Кавказский узел" представил видеоинтервью с двумя остававшимися в сожжённом и разграбленном грузинском селе Авневи Знаурского района Южной Осетии стариками-грузинами. Они рассказывают о гибели двух своих односельчан, бесчинствах мародеров, поджогах домов, вспоминают о том, как дружно жили с осетинами до войны.