Адыги из диаспоры могут получить статус соотечественников России, несмотря на то, что к этому существуют юридические препятствия. Чтобы они могли быть устранены, прежде всего, нужно внести некоторые изменения в устав Международной черкесской ассоциации (МЧА), которые позволят ей стать соучредителем Международного союза российских соотечественников.
"В этом случае данный вопрос будет ставиться уже не просто кем-то из представителей диаспоры, - рассказал на заседании "Адыгэ Хасэ" Адыгеи Зухейр Сташ, член исполкома МЧА от "Адыгэ Хасэ" Сирии, участник Всемирной конференции российских соотечественников, которая прошла 30 октября - 2 ноября этого года в Москве, - а мощной и авторитетной международной организацией".
По его мнению, проблемы русских соотечественников решаются неплохо как в глобальном масштабе, так и в России. Мир разделен на регионы - Африка и Ближний Восток, Западная Европа и т.д. И в каждом из таких регионов один раз в год проводятся свои конференции. Это облегчает работу Союза российских соотечественников в Москве.
По закону статусом соотечественника могут пользоваться иностранные граждане, чьи предки имели российское гражданство в Российской империи, либо были гражданами СССР, пояснил он.
"Но адыги, - напомнил Сташ в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", - покинули Кавказ вследствие войны и каких-либо российских документов иметь не могли. С другой стороны, Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия недавно праздновали 450-летие добровольного вхождения в состав Российского государства. А если это так, то почему бы не признать за ними права на статус соотечественников России".
На конференции в Москве члену исполкома МЧА, имеющему право говорить от имени всемирной общественности адыгов, удалось побеседовать с главой МИД России Сергеем Лавровым.
"Я поблагодарил его за теплую встречу, проведенную им в Турции с представителями северокавказских диаспор во время грузино-южноосетинского конфликта, - отметил Сташ. - Сказал ему, что весть об этом дошла до сирийской диаспоры, выразил надежду на то, что министр найдет время на встречу с сирийскими адыгами".
Попросил Сташ министра лишь об одном: содействовать четкому законодательному определению понятия соотечественник. Затем передал текст своего выступления, которое должен был озвучить на следующий день работы конференции. Министр заверил, что внимательно изучит предложение, и пообещал, что в дальнейшем все будет хорошо.
"В тексте резолюции, вынесенной для принятия конференцией в Москве, - рассказал представитель МЧА, - по инициативе ее адыгских участников - из Сирии, Иордании и Турции - фраза "русские соотечественники", которая встречалась несколько раз, была заменена на более точный аналог: российские соотечественники".
Тему законодательного определения термина "соотечественник", по словам Сташа, он озвучивал не только в Москве. Впервые эта проблема им была поднята на конгрессе российских соотечественников в Петербурге в 2006 году, говорил он о ней и в Каире - на региональном конгрессе "Африка и Ближний Восток".
"После своего выступления на конгрессе в Петербурге президент Владимир Путин дал интервью журналистам, - напомнил Сташ. - Одни из журналистов спросил тогда главу государства: кто имеется в виду под словом "соотечественник" - только русские или все представители иных национальностей, чья родина в России? Президент ответил, что не только русские, но и все, кто относится к коренным народам Российской Федерации".
В целом, говоря о трех форумах, в которых он участвовал, Зухейр Сташ отметил, что они прошли в атмосфере "взаимного внимания", доброжелательности. "Ни одного высказывания по поводу того, например, что закон о соотечественниках должен быть ориентирован только на русских, я не слышал", - сказал он.
При этом собеседник подчеркнул: "Сколько бы ни было на этих встречах поднято проблем, все они практически полностью повторяют наши, адыгские. Поэтому, я надеюсь на то, что и эти проблемы будут решены в рамках закона о соотечественниках".
Остановившись более подробно на том, с какими проблемами сталкивается адыгская диаспора Сирии, Зухейр Сташ рассказал о работе местного "Адыгэ Хасэ" по сохранению родного языка.
"Я родился в одном из 11-ти адыгских селений, располагавшихся вблизи друг от друга в районе Голландских высот, - отметил он. - В этих селениях практически не было арабов, большинство их жителей либо плохо, либо вовсе не знали арабского языка".
Но в 1967 году в результате захвата Израилем этой территории, адыги переселились в Дамаск. Первые 8-10 лет переселенцы надеялись, что высоты будут возвращены. Но когда эти надежды не оправдались, адыги стали перебираться в небольшие селения - по 100-200 семей - близ Дамаска.
Однако к этому времени уже произошло расслоение поколений: молодежь заговорила на арабском языке. Старшее поколение, не имея ничего против языка страны, в которой живет, не препятствовало переменам. В результате через 40 с лишним лет диаспора столкнулась с проблемой утраты родного языка.
Теперь "Адыгэ Хасэ" Сирии открывает курсы по изучению языка. Сейчас создано три таких центра. Работает и детский сад на 60 мест, где родной язык прививается с самого раннего возраста.
Новая проблема, с которой столкнулось "Адыгэ Хасэ" - желающих обучиться больше, чем можем себе позволить организация. Поэтому родилась идея, пригласить двух преподавателей из Адыгеи, чтобы обучить более взрослых учащихся в Сирии, которые бы затем сами преподавали в новых центрах.
Отметим, Всемирная конференция российских соотечественников, проживающих за рубежом, собрала в Москве более 300 руководителей и активистов общественных объединений соотечественников из 86 стран мира.