Городская межведомственная комиссия по наименованию общественно-значимых мест и увековечению имен выдающихся людей одобрила идею установки памятника в Ростове-на-Дону основоположнику отечественного кинематографа Александру Ханжонкову. Автором памятника может стать Зураб Церетели.
С инициативой увековечить память Ханжонкова выступил Донской союз кинематографистов. Как заявил корреспонденту "Кавказского узла" председатель Союза Александр Обертынский, "в биографии Ханжонкова есть неоднозначные эпизоды, но не это не умоляет его роли в развитии кинематографа".
Александр Ханжонков родился в 1877 в Донецкой области. В 1896 году окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище, был зачислен в Донской казачьий полк, расквартированный в Москве. Ханжонков организовал производство кинолент и прокат фильмов, в 1911 году поставил первый в России полнометражный фильм "Оборона Севастополя". В Ростове-на-Дону Ханжонков открыл первый в городе кинотеатр.
По словам председателя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александра Кожина, "несколько лет назад Зураб Церетели собирался поставить памятник Ханжонкову в Макеевке Донецкой области, изваяние было готово, однако памятник так и не был установлен".
Как заявил Александр Обертынский, "помощники Зураба Церетели сообщили мне о готовности скульптора подарить памятник Ханжонкову. Зурабу Церетели будет передана копия решения межведомственной комиссии по наименованию общественно-значимых мест".
Как заявила корреспонденту "Кавказского узла" министр культуры Ростовской области Светлана Васильева, "инициаторы установки памятников в городах области не спрашивают мнение министерства культуры и не обязаны это делать. С нами иногда советуются, как, например, в случае с будущим памятником Чехову. Искусство субъективно, и часто памятники, которые не нравятся современникам, в последствии признаются шедеврами".
Ростовская область уже имела шанс получить работу Зураба Церетели: в 1997 году, когда дискутировалась идея установки в Москве памятника Петру I в исполнении Церетели, власти Таганрога заявляли о готовности установить этот монумент в своем городе, который был основан по распоряжению императора. Предложение аргументировалось тем, что "нам дороги все изображения Петра Великого".