Следственный комитет прокуратуры России возбуждил уголовное дело по факту кражи денежных средств, принадлежавших заложникам, после теракта в театральном центре на Дубровке. Адвокат потерпевших Игорь Трунов считает, что прокуратура пытается таким образом затормозить рассмотрение гражданских исков.
Уголовное дело возбуждено по части 2 ст.158 УК "Кража", максимальное наказание по которой составляет 5 лет.
Представитель Следственного комитета Виктория Цыпленкова пояснила, что дело возбуждено против неизвестных лиц. "В ходе следствия будут проверяться обстоятельства нескольких краж, о которых заявили потерпевшие и их адвокаты", - заявила она в интервью "Комсомольской правде".
"Очевидно, что мародерство в "Норд-Осте" было массовым, но доказать это мы не можем. Однако в 15 случаях следствие само на себя составило улики, внеся данные о найденных в зрительном зале деньгах в протокол. Затем деньги были украдены. Получилось нехорошо: протокол есть, а денег нет",- рассказал адвокат Трунов газете "Коммерсант".
По его словам, суммы похищенного весьма значительны. Так, например, у бывшей заложницы Екатерины Долгой пропало 30 тысяч рублей и 2 тысячи долларов, у погибшего Максима Михайлова было украдено 3150 рублей и 254 доллара. Сначала следствие игнорировало заявления бывших заложников и членов их семей о мародерстве. Затем глава следственной группы Владимир Кальчук попытался свалить вину за кражу на одного из членов своей следственной группы, старшего следователя УФСБ по Москве и Московской области капитана Дениса Лелюхина, который к тому времени погиб в ДТП. Однако когда отец погибшего следователя, защищая честь своего сына, обратился с жалобой к руководству ФСБ, прокуратура вынесла решение об отказе в возбуждении уголовного дела "за отсутствием события преступления".
Как рассказал адвокат Трунов, после этого он от лица пяти оставшихся в живых бывших заложников и членов семей десяти погибших людей подготовил гражданские иски в суды на прокуратуру, которая должна нести ответственность за действия своих сотрудников. В качестве соответчика привлекли правительство Москвы, из бюджета которого финансируется столичная прокуратура. В рамках этих исков адвокат и планировал получить для бывших заложников и членов их семей возмещение украденных у них сумм. Однако теперь рассмотрение этих исков будет приостановлено до окончания расследования уголовного дела.
Игорь Трунов также отметил, что дело возбуждено по пункту "в" 158-й статьи (кража с незаконным проникновением в помещение или иное хранилище). Таким образом следствие даже не рассматривает в качестве подозреваемых представителей правоохранительных органов, которые имели право находиться в помещении театрального центра на Дубровке.
Кроме того, вчера в Замоскворецкий суд Москвы был подан еще один иск в интересах родственников погибшей Светланы Апшевой по факту мародерства. Ценности и деньги, которые были при ней, были отданы на хранение следователям, а потом пропали. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", 1 июня 2007 года стало известно, что расследование обстоятельств теракта в театральном центре на Дубровке в Москве временно прекращено. Причиной этого была названа невозможность установить местонахождение обвиняемых.
Напомним также, что представители общественной организации "Норд-Ост", созданной в 2003 году и добивающейся от официальных органов полной информации об операции по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002 году, подали заявление в Генпрокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело против членов оперативного штаба по спасению заложников.
Родственники пострадавших обвиняют руководство штаба в сокрытии информации, халатности и неисполнении служебных обязанностей.
Защита пострадавших от теракта на Дубровке также требует возбудить уголовные дела против ряда должностных лиц за фальсификацию в представленном властями России в Страсбурский суд меморандуме по поводу обстоятельств спецоперации по освобождению заложников.
Справка: пять лет назад группа боевиков под командованием 23-летнего Мовсара Бараева захватила зрителей мюзикла "Норд-Ост". Заложниками оказались 923 зрителя и артиста мюзикла. В обмен на жизни заложников "бараевцы" требовали немедленного прекращения боевых действий и вывода с территории Чечни федеральных сил. Требования боевиков не были удовлетворены и 26 октября 2002 года власти пошли на штурм. Погибли, по разным данным, от 125 до 130 человек, пострадали более 700 человек. Большая часть людей погибла вследствие неоказания медицинской помощи после применения газа, формула которого до сих пор неизвестна.
Все 40 террористов (21 мужчина и 19 женщин) были убиты во время штурма.
Некоторые жители Чечни склонны считать события на Дубровке спланированной провокацией спецслужб.