В Дагестане обвиняемые в исполнении убийства лидера регионального отделения партии "Яблоко" Фарида Бабаева Расул Мамедризаев и Сеферали Сефимирзоев отказались признать свою вину.
В деле по убийству Бабаева появился новый фигурант. По версии следствия, убийство Фарида Бабаева организовал Седредин Канберов, находящийся в розыске.
По данным следствия, именно Канберов передал Расулу Мамедризаеву пистолет и обещал заплатить за убийство Бабаева сумму в размере 15 тысяч долларов.
Как заявил на суде брат погибшего Фарида Бабаева - Артур Бабаев, он считает причиной убийства деятельность брата в качестве лидера дагестанского отделения партии "Яблоко".
"Личных врагов у нашей семьи и у Фарида никогда не было, - сказал Артур Бабаев. - Убийство, по моему мнению, связано с его правозащитной деятельностью. На похоронах друзья брата рассказали, что Фариду кто-то звонил, говорил: "Не нужно тебе этим заниматься". Я полагаю, они имели в виду его деятельность по расследованию событий в Докузпаринском районе, когда произошел расстрел мирных жителей".
По словам другого брата Фарида Бабаева - Айдына, - "Брат хотел все сделать по закону. Его выступления даже по телевизору не показывали, в некоторых газетах не печатали - не хотели, чтобы люди все знали". Как заявил Айдын Бабаев, Фарид показывал две фотографии: недостроенной школы в Докузпаринском районе и особняка главы района Керимхана Абасова. Обе их правозащитник намеревался показать по дагестанскому телевидению, но на телевидении они так и не появились.
На суде возникли разногласия в показаниях относительно того, на какой машине предполагаемые преступники следили за Фаридом Бабаевым.
Свидетель обвинения Альберт Эседов, принимавший участие в работе предвыборного штаба "Яблока" говорит о "ВАЗ-2109" серебристого цвета. Похожая по описанию машина фигурирует в деле, так как именно на "ВАЗ-2109" серебристого цвета убийцы приехали к дому Фарида Бабаева и потом скрылись оттуда.
Однако сотрудник патрульно-постовой службы милиции Ислам Алибатыров заявил в суде, что машина, отъехавшая от дома Бабаева после убийства, была красного цвета, хотя на предварительном следствии он упоминал именно о серебристой "девятке". Такое противоречие сотрудник милиции объяснил тем, что подписал протокол не читая, так как торопился и не хотел, чтобы "ни во что не ввязываться".
Суд назначил очередное заседание на 30 октября, где планируется допросить остальных свидетелей.
Напомним, что Верховный суд Дагестана только с пятой попытки 15 октября сформировал коллегию присяжных заседателей на процессе по делу об убийстве Фарида Бабаева.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", 15 августа процесс был отложен по причине неявки присяжных, тогда в суд прибыли лишь 6 человек. 5 августа слушание дела было также перенесено по аналогичной причине, в суд тогда не явился ни один кандидат в присяжные. Последующие попытки сформировать коллегию - 8 и 26 сентября - закончилась неудачей из-за плохой явки кандидатов в присяжные заседатели.
На скамье подсудимых находятся обвиняемые непосредственно в исполнении преступления - Расул Мамедризаев и Сеферали Сефимирзоев, обвиняемый в соучастии. Заказчик убийства Бабаева пока не найден.
Убийство Фарида Бабаева имело широкий резонанс не только в Дагестане, но и по всей стране. Выразить соболезнования родственникам погибшего в Махачкалу приезжал лидер "Яблока" Григорий Явлинский. Он заявил, что убийство Бабаева, совершенное накануне выборов в Госдуму РФ, имеет "политический характер и ответственность за него должны нести, в том числе и дагестанские власти".
Напомним, что Бабаева расстреляли в Махачкале у порога его собственного дома 21 ноября 2007 года. Его госпитализировали в реанимационное отделение республиканской клинической больницы, где он и скончался через 3 дня, не приходя в сознание.
В качестве основной версии преступления называлась месть Бабаеву, который жестко критиковал главу Докузпаринского района и республиканских милиционеров за расстрел 25 апреля 2006 года мирной демонстрации.
Тогда жители района требовали отставки Керимхана Абасова, обвиняя его в нецелевом расходовании и хищении бюджетных средств, выделении сельскохозяйственных кредитов и дотаций фермерскому хозяйству "Сад", которым руководит его жена, многочисленных нарушениях в ходе выборов главы района, клановости.
Митинг местные и республиканские стражи порядка разогнали с применением спецоружия с болванками, наполненными слезоточивым газом, в результате чего тяжелые ранения получили Эмин Ахметханов и Мурад Нагметов, который скончался на месте.
В последующем милиция перешла к подворным обходам. Были выстрелы и в сторону людей, которые не участвовали в акции протеста. В частности, Алюссет Насруллаев получил ранения, когда стоял и курил на пороге собственного дома. Его долго лечили в лечебных учреждениях республики, сегодня он инвалид второй группы, другой раненый Ахмедханов прикован к постели, он инвалид первой группы. После смерти Мурада Нагметова без средств к существованию осталась жена с двумя малолетними детьми.
Интересы пострадавших и защищал последовательно Бабаев. По факту расстрела митинга были заведены уголовные дела по статьям "Убийство с отягчающими обстоятельствами" и "Неправомерное использование оружия", но они никак не могут быть доведены до конца, так как, по утверждению адвоката семьи Нагметовых Зияудина Увайсова, в прокуратуре и МВД Дагестана говорят, что не могут найти хозяина оружия, который выстрелил в митингующих.
Как сообщал "Кавказский Узел", в ходе предварительного следствия Расул Мамедризаев дал признательные показания и назвал заказчиком преступления Абаса Абасова - сына главы Докузпаринского района Керимхана Абасова. Однако потом он отказался от показаний, и задержанного Абаса Абасова отпустили, а уголовное дело в его отношении было прекращено.
23 мая в адрес Генерального прокурора России Юрия Чайки, министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, спикера Госдумы России Бориса Грызлова, прокурора Дагестана Игоря Ткачева было отправлено заявление, в котором Мамедризаев отмечает, что он изменил предварительные показания под давлением, а выехал он за пределы республики, потому что боялся, что его убьют.
Один из жителей Мискинджа на условиях анонимности сообщил, что Мамедризаев мог исполнить любой приказ главы района, так как лишь благодаря Керимхану Абасову оставался на свободе: "На Мамедризаева только в 2007 году было заведено 4 уголовных дела, Керимхан Абасов, используя административный ресурс, добивался или их закрытия, или наиболее мягкого наказания. В последний раз Мамедризаева приговорили к условному сроку за хранение и сбыт анаши".