Активизация посреднических усилий России по карабахскому урегулированию связана с двумя моментами: изменением ситуации в регионе после августовских событий в Грузии и продвижением Запада на Южный Кавказ. Такое мнение в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" высказал руководитель азербайджанского Центра политических и экономических исследований FAR CENTR Хикмет Гаджизаде.
Как отметил Гаджизаде, военный конфликт между Россией и Грузией привел к изменению ситуации в регионе. "Одной из таких перемен стало то, что ближайший союзник России на Кавказе - Армения - оказалась фактически лишенной коммуникаций с внешним миром. С другой стороны, продвижение Запада на Восток и его уже присутствие в Грузии также заставляют Россию активно предпринимать усилия по сохранению своего влияния в регионе", - считает эксперт.
По мнению Гаджизаде, Россия в нынешней ситуации может предложить "освобождение оккупированных районов вне Нагорного Карабаха и размещение там российских миротворцев". Вопрос же о статусе Нагорного Карабаха будет отложен. В таком случае карабахский конфликт будет заморожен по модели Кипрской проблемы.
Однако, как отметил эксперт, Запад также не хочет упускать первенства в решении карабахского конфликта и будет настаивать на размещении в регионе международных сил.
Политолог, однако, затруднился ответить на вопрос, согласится ли Азербайджан с российским предложением.
Глава Общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдар Намазов считает, что дипломатическую активность в регионе проявляет не только Россия, но и другие центры политических сил.
При этом он указал на недавние визиты президента Турции в Армению и Азербайджан, поездки в регион французского и американского сопредседателей Минской группы ОБСЕ, поездки на прошлой неделе в Ереван заместителя госсекретаря США Даниэла Фрида.
Как отметил Намазов, нынешняя дипломатическая активность по времени совпала с последствиями грузино-российского кризиса. "Уже тогда многие предсказывали, что Южный Кавказ и, в частности, карабахский конфликт, перемещается в центр повестки дня международных сил", - заметил Намазов.
Однако, по его мнению, несмотря на видимую самостоятельную дипломатическую активность отдельных стран, в целом есть общий настрой к решению карабахской проблемы. "Именно эта активность показывает, что нерешенность конфликта до сих пор происходила не только из-за неспособности сторон договориться, но и отсутствия особой заинтересованности влиятельных внешних сил", - заметил Намазов.
Отвечая на вопрос, не помешают ли обострившиеся из-за Грузии отношения Запада с Россией, Намазов сказал, что нагорно-карабахский конфликт как раз может стать одним их тех вопросов, который "может восстановить баланс во взаимоотношениях Запада и России, нарушенный из-за конфликта в Грузии".
По возможному прорыву в обсуждении нагорно-карабахского конфликта Намазов высказал мнение, что основанием для оптимизма служат "исторический визит" президента Турции Абдуллы Гюля в Ереван, прибытие кораблей Северного флота России к Турции с дружественной миссией.
"То есть происходят вещи, которые еще полгода назад невозможно было представить", - заметил Намазов. Вместе с тем, он выразил мнение, что и стороны конфликта также должны не упустить появившееся "окно возможностей".
"После событий в Южной Осетии по международному престижу России был нанесен урон, и она хочет поправить его. Для этого Москва пытается выступить в роли миротворца в урегулировании карабахского конфликта", - в свою очередь сказал корреспонденту "Кавказского узла" политолог Зардушт Ализаде.
Эксперт высказал уверенность, что Россия предложит такой вариант, который позволит ей сохранить контроль над ситуацией, но также удовлетворит интересы и азербайджанской, и армянской сторон. При этом, Россия постарается решить этот вопрос в одиночку без западных партнеров по подобию подписания в 1994 году Бишкекского протокола о прекращении огня.
"Тогда, несмотря на дипломатические усилия европейских стран в рамках Минской группы ОБСЕ, мирное соглашение было подписано при посредничестве формально Межпарламентской ассамблеи СНГ, фактически же России", - продолжил политолог.
По мнению Ализаде, теперь Россия может предложить освобождение части "оккупированных азербайджан6ских территорий" с отсрочкой решения вопросов о статусе Нагорного Карабаха, Лачинском коридоре и возможно Кельбаджарском районе. В обмен на это Россия потребует размещения в регионе своих миротворцев.
"Если Азербайджан откажется от этого варианта, Россия в очередной раз покажет миру, что, мол, мы предлагали вариант решения конфликта, но стороны не договорились. В таком случае, Россия попытается добиться от сторон, хотя бы гарантий не применять силу, и это также будет "записано в ее актив"", - отмечает эксперт.
Вместе с тем, Ализаде не исключает предложения Россией варианта "газ в обмен на Карабах". Так, в обмен на экспорт азербайджанского газа РФ может согласиться оказать воздействие на Армению, чтобы та согласилась с пребыванием Нагорного Карабах в составе Азербайджана. В таком случае Карабаху может быть предоставлен статус, к примеру по модели Аландских островов в Финляндии, поясняет политолог.
Что касается прогноза лидера Армянского общенационального движения Левона Тер-Петросяна о возможном решении Карабахской проблемы в ближайшие 2-3 месяца, то, по мнению политолога, "это обида побитого оппозиционера, который пытается отомстить с предупреждениями о готовности правящего режима подписать невыгодное соглашение".
Напомним, что президент Армении Серж Саркисян предложил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву с целью демонстрации заинтересованности азербайджанцев в благополучии и безопасности народа Нагорного Карабаха вкладывать туда инвестиции. Ильхам Алиев, в свою очередь, отверг какие-либо варианты урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, нарушающие территориальную целостность Азербайджана.
На 62-й сессии ООН 14 марта была принята резолюция "Положение на оккупированных территориях Азербайджана". В документе идет речь о недопустимости признания субъектами международного права Карабаха как армянской территории. Также в данной резолюции упоминалось о необходимости вывода армянских структур с "оккупированной азербайджанской территории".
По мнению представителей карабахских НПО и государственных структур, после признания Косово Азербайджан запустил все свои наступательные возможности для того, чтобы создать негативный имидж Карабаха, не способного существовать без Армении.