На конкурс "правовая калоша", объявленный 10 декабря "Институтом верховенства права" на самые курьезные решения суда и правоохранительных органов, поступает большое количество жалоб из регионов Северного Кавказа. Об этом, как передает корреспондент "Кавказского узла", руководитель Института Станислав Маркелов рассказал на пресс-конференции 15 декабря.
"С Кавказа поступает очень большой процент жалоб на абсолютно абсурдные решения как правоохранительных органов, так и судов. В первую очередь этим отличается Чечня, она впереди всех российских регионов. Во многом это связано с тем, что здесь десять лет не было практически никакой правовой системы. Естественно, когда стала вновь устанавливаться правовая система, правоохранители зачастую просто не умели работать", - заявил Маркелов.
В настоящее время на сайте конкурса (http://www.ruleoflaw.ru/content/view/78/46/) отобраны тридцать наиболее абсурдных случаев незаконных действий правоохранительных органов, из которых пять произошли в Чечне. Критерии отбора на конкурс — документальное подтверждение жалобы, "вопиющий случай", оригинальность дела. Жаловаться можно на прокуратуру, суд, милиционеров, ФСБ (правда, за редкостью документальных формулировок большого количества жалоб не зарегистрировано, сообщил Маркелов), а также адвокатов. Всего, по словам Маркелова, в день в Институт поступает несколько сотен жалоб.
В частности, номинантом стала республиканская прокуратура Чечни, вернее, ее сотрудник, следователь в деле Сергея Лапина, которому нужно было получить дополнительное время для следствия. Свое желание он обосновывал необходимостью "провести почерковедческую экспертизу электронных писем". Прокурор полностью согласился с этой надобностью и подписал продление. Сама экспертиза к делу не приложена, расследование до сих пор приостановлено в виду ее отсутствия.
31 декабря прошлого года в рамках борьбы с бродяжничеством в городе Грозном было произведено административное задержание человека с формулировкой "Бродяжничество в собственном доме". Задержание происходило непосредственно в частном доме, принадлежавшем задержанному. Задержанный пробыл под административным арестом 10 суток, сообщил Маркелов.
"Калоша" отметила еще одно административное задержание с "гениальной формулировкой". Житель Чечни был задержан за отсутствие документов, удостоверяющих личность. Согласно протоколу, документы, удостоверяющие личность, были изъяты в момент задержания.
Другой случай произошел в Заводском районе Грозного. Суд отказался признать адвоката участником уголовного дела. Председатель Заводского районного суда г. Грозного Р.Р. Гуциев осудил гражданина Бопаева А.Я. Его адвокат Жабраил Абубакаров решил подать кассационную жалобу, однако сделать это не удалось. Судья вынес Постановление, что Заводской районный суд г. Грозного возвращает адвокату все его бумаги и отказывается выдать копии Приговора и протоколы судебных заседаний, поскольку "он не является участником уголовного дела". Предоставленные договор с клиентом и адвокатское удостоверение судом во внимание приняты не были.
Казус учредители "правовой калоши" нашли и в деле полковника Буданова. Согласно протоколу судебных заседаний, офицер российской армии и свидетель в этом деле Селиванец на очередной вопрос суда вынужден объяснить: "Мародерство — это когда есть потерпевшие, заявляющие о том, что у них что-то забрали, а когда происходит добровольная отдача - это трофеи".
По словам Маркелова, из Чечни, Дагестана, Краснодарского края, Ростовской области и других регионов поступило много жалоб, которые ждут документального подтверждения. В частности, в Дагестане правоохранителями заявлено, что человек "отстреливался и при этом собирал гильзы", поэтому гильз на месте происшествия не было найдено. Однако, как уточнил Маркелов, этот случай пока проходит проверку.
"Когда я приехал в Чечню в 2000 году и просматривал материалы о совершении преступлений в одном из отделений милиции, по статистике в прошлом месяце там значилось одно преступление — кража коровы, за текущий месяц — ни одного. Как раз в тот момент, когда я смотрел эти материалы, за окном на улице шел бой. Но "преступлений там не было". До 2002 по отчетности Чечня была самым выдающимся российским регионом — там якобы не было преступлений вовсе. Сейчас они стали "постепенно появляться", - рассказал Маркелов.
"Сейчас, несмотря на то, что большинство граждан Чечни до сих пор уверены, что у них действует только "право автомата" и "право взятки", нормальная правовая система начинает возвращаться. В дальнейшем ее могут критиковать правозащитники, но им хотя бы есть, что критиковать", - заявил адвокат.
Выступая на пресс-конференции, Маркелов заявил, что не боится претензий со стороны правоохранительных органов, поскольку каждый окончательно отобранный на конкурсный случай имеет документальное подтверждение и тщательно проверяется.
Итоги конкурса планируется подвести через год и вручить победителям золотую, серебряную и бронзовые калоши. По мнению Маркелова, только публичная огласка поможет бороться с такими "недоработками" правоохранительных органов, ставшими системой.
Между тем уже последовала первая реакция со стороны правоохранительных органов: в письме, поступившем в "Институт верховенства права", говорится, что этот конкурс "унижает правовую систему России". По словам Маркелова, авторы письма считают, что корректнее было бы устроить конкурс на самую добросовестную работу правоохранителей.
В пресс-службе МВД Чечни корреспонденту "Кавказского узла" комментировать конкурс отказались. Исполняющий обязанности председателя Заводского районного суда Грозного Игорь Оркин заявил корреспонденту "Кавказского узла": "Кто дает оценку, что решение суда курьезное или не курьезное? По любому такому решению суда должна быть экспертиза, о существовании которой мне ничего неизвестно". Комментировать дело Бопаева Оркин отказался, сообщив, что судья Гуциев в настоящее время находится на больничном.
Пресс-секретарь Верховного суда Чечни Алиса Тудаева сообщила корреспонденту "Кавказского узла", что Верховному суду о прохождении конкурса "правовая калоша" пока ничего неизвестно.