Создание армяно-грузинской совместной комиссии, которая должна будет рассмотреть вопрос принадлежности спорных церквей Грузинской Православной и Армянской Апостольской Церкви говорит о наличии серьезных претензий грузин на армянские церкви, и путем создания комиссии грузинская сторона попытается решить вопрос захвата армянских церквей. Об этом в интервью с корреспондентом "Кавказского узла" заявил секретарь фракции "Наследие" Национального Собрания Степан Сафарян.
Таким образом Сафарян прокомментировал достигнутую в ходе визита премьер-министра Армении в Грузию договоренность о создании совместной комиссии по рассмотрению вопроса о принадлежности спорных церквей.
Напомним, что ситуация, связанная с церковью Св. Норашен стала предметом обсуждения в ходе встреч находившегося 9 декабря с рабочим визитом в Грузии премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна с его грузинским коллегой, а также с президентом Михаилом Саакашвили. Последний пообещал взять дело под свой личный контроль. Премьеры двух стран подчеркнули важность инициативы Грузинской Православной церкви о создании совместной комиссии с целью обсуждения проблемы церкви Св. Норашен и других спорных храмов.
Армянская церковь св. Норашен была возведена в 15 веке. В 30 годы прошлого века, как и другие храмы (как грузинские, так и армянские), св. Норашен была закрыта коммунистами и превращена в книгохранилище. В мае с.г. представители Грузинской Православной церкви начали возводить вокруг св. Норашен металлическое заграждение с присущей грузинской церкви атрибутикой. Грузинская епархия Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) квалифицировала это как нарушение заключенного между двумя церквями соглашения о возвращении в лоно Грузинской епархии ААЦ церквей св. Норашен, св. Ншан, св. Богородицы, св. Минаса и св. Геворга.
16 ноября на территории церкви св. Норашен под руководством священника Грузинской Православной Церкви Тариэла Сикинчелашвили были осквернены и выкорчеваны расположенные у храма две надгробные плиты известных армян-меценатов Михаила и Лидии Тамамшевых (Тамамшянов), которые внесли значительный вклад в благоустройство Тбилиси. Аналогичные действия со стороны Сикинчелашвили имели место и несколько лет назад, когда он пытался установить под стенами св. Норашен надгробные плиты с грузинскими надписями XIX века.
В знак протеста против посягательств и планомерного уничтожения в Грузии исторического и культурного наследия армянского народа, в Ереване, в том числе и у посольства Грузии, прошли массовые акции протеста. В ответ на это 11 декабря Христианско-демократическим движением Грузии был организован митинг у армянского посольства в Тбилиси с требованием отдать Грузинской Православной церкви около десяти церквей в Лорийской области Армении.
По словам директора организации по изучению армянской архитектуры Самвела Карапетяна, церкви, на которые претендует сегодня грузинская сторона, не являются грузинскими, а относятся к памятникам периода влияния халкидонства на армянскую церковь. Он напомнил, что в 451 году в Халкидоне было провозглашено вероучительное положение христианства, согласно которому Иисус Христос одновременно является и Совершенным Богом, и Совершенным Человеком, одним Лицом и одним Существом, объединяющим две природы. Армянская же Апостольская Церковь (ААЦ) выразила несогласие с положением Халкедонского Собора.
ААЦ, которая признает определение Ефесского Собора и провозглашает так называемую "одну природу", как "неразделимое единство двух природ", создала Армянский патриархат, но в 630 году по примеру Грузинской Церкви, армянский Католикос Езр I и последующие пять католикосов на 85 лет приняли халкидонство. Влияние Халкидонского Собора продолжалось до католикоса Освнана Одзнеци (717 год). На собрании служителей Армянской Церкви в 726 году было принято решение отстраниться от Халкидонского Собора.
По словам Карапетяна, в указанный период, то есть в течение 85 лет, в Армении строились храмы в архитектурном стиле армянской халкидонской церкви. Официальным же языком армян-халкидонитов был грузинский, чем и объясняются грузинские надписи на некоторых церквях. Ученый считает, что халкидонистскими являются не десять церквей, на которые претендуют грузинские "христиан-демократы", а 30 армянских храмов. "Почему же Грузинская Церковь требует признать своими только часть армяно-халкидонских храмов? Ведь храмы Звартноц и Аруч также были возведены в период халкидонства?", - отметил Карапетян.
В феврале 2006 года Священный Синод Грузии провел заседание, в ходе которого постановил: "Восстановить исторически существовавшую епархию Агарак-Ташира и подчинить ее епископу Дманиси, титул которого определить следующим образом - епископ Дманиси и Агарак-Ташира. Армянская Апостольская Церковь тогда заявила, что в Армении нет последователей Грузинской Православной церкви, а вместо учреждения епархии в Лори грузинской стороне следовало бы придать официальный статус армянской епархии в Грузии и решить вопрос с возвращением Армянской Апостольской церкви армянских церквей, находящихся на территории Грузии.
Руководитель пресс-службы Канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина Ваграм Меликян заявил журналистам, что осквернение армянских могил на территории церкви "Святой Норашен" является очередной попыткой стереть с церкви все армянские черты и однозначным выражением проблемы юридического статуса Армянской апостольской церкви в Грузии.
По его словам, проблемы Армянской Апостольской церкви в Грузии поднимаются как во время различных визитов армянских государственных лиц в Грузию, так и путем обсуждений с грузинскими чиновниками, однако до сих пор не нашли своего решения. После восстановления государственной независимости правительство Грузии так и не вернуло церкви ее законному, историческому владельцу.