Президент Чечни Рамзан Кадыров считает коррупцию такой же угрозой обществу, как терроризм. Об этом он заявил во время прошедшей 15 января в Грозном встречи с председателем Счетной палаты республики Лом-Али Яхьяевым.
В ходе встречи президент Чечни особо отметил, что благодаря чёткой работе Счётной палаты Чечни в 2008 году бюджет республики был использован строго по назначению.
"Бюджет республики в 2008-м году израсходовался целесообразно, благодаря чему каждая копейка дошла по назначению, и это также немалая заслуга вашего ведомства", - сказал Кадыров Яхьяеву, подчеркнув при этом, что проверка целевого использования бюджетных средств должна проводиться не одним отдельно взятым управлением, а совместно с силовыми структурами и другими соответствующими органами.
"Тем не менее, я считаю необходимым довести до сведения всех руководителей министерств и ведомств республики, что коррупция в Чеченской Республике будет расцениваться как терроризм. По этой же причине с этим явлением мы будем бороться жестко", - заявил президент.
Напомним, 4 марта 2008 года было заявлено, что по распоряжению Рамзана Кадырова в Чечне будет создана специальная группа из представителей МВД республики, которая займется проверкой деятельности районных администраций.
"Я вкладываю в эту республику все, что у меня есть, вплоть до личных денег, постараюсь помочь каждому человеку. Но некоторые недобросовестные чиновники своим поведением позорят власть и подрывают доверие людей к ней, - подчеркнул тогда Кадыров. - Я прошу только об одном - не жульничать, не обдирать людей. Работа чиновников должна быть прозрачной, чтобы человек, представляющий местную власть, мог открыто смотреть людям в глаза, а не прятаться за чужими спинами. Народ - это не способ обогащения".
Прямо в ходе совещания со своей должности был смещен глава администрации Веденского района Али Синбаригов, на место которого президент республики назначил бывшего замминистра МВД Шемиля Магомаева.
Проблема коррупции в Чеченской Республике сегодня стоит довольно остро, хотя возникла она давно. И во времена СССР, и при режимах Дудаева и Масхадова, когда Чечня де факто была независимым государством, решить этот вопрос власти так и не сумели. К примеру, во времена ЧИ АССР, партийный билет, который открывал дорогу в карьере начинающих чиновников, "стоил" несколько тысяч рублей. Чтобы устроиться водителем грузовика "КамАЗ", жителю республики приходилось платить 200-300 рублей директору предприятия.
При Дудаеве пришедшие во власть на волне "народной революции" различные криминальные элементы, бывшие работники милиции и чиновники среднего уровня, занимались продажей должностей. Тогда же началась продажа всего и вся, начиная от горюче-смазочных материалов и кончая государственным транспортом. При Масхадове чины из его окружения и полевые командиры за солидные суммы выдавали бывшим чиновникам промосковской администрации Завгаева справки, что тот или иной "товарищ", находясь на своем посту, оказывал активную помощь участникам вооруженного сопротивления, что открывало последним дорогу во власть уже в независимой Ичкерии. Тогда же в ЧРИ тайно приторговывали и государственными наградами, активно захватывали нефтяные скважины и растаскивали уцелевшие во время военных действий предприятия и организации.
За последние годы ситуация с коррупцией и воровством в республике серьезно не изменилась. Правда теперь никто уже не захватывает нефтескважин, не отказывается после своего увольнения покидать свой пост, привлекая для этого вооруженных до зубов родственников и знакомых и та далее. Но проблема коррупции, мздоимства и вымогательства в Чечне все еще существует.
Причем, начинается это еще в школе. Директора средних учебных заведений и преподаватели под различными предлогами берут с родителей учащихся деньги, то на ремонт класса (несмотря на то, что средства на эти цели республиканские власти выделяют), то на проведение каких-то мероприятий, то еще на что-нибудь. Новые проблемы возникают при поступлении в местные вузы. Сделать это, не имея солидной поддержки со стороны (к примеру, для уроженцев родового селения Кадыровых Центарой дороги везде и всюду открыты), либо без уплаты солидной взятки простому жителю Чечни практически невозможно.
Сумма "взноса" зависит от престижности профессии, которую выбирает абитуриент. Особенно в Чечне популярны юридические, медицинские и экономические факультеты вузов, а значит и "цены" здесь соответствующие и доходят от двух-трех до нескольких тысяч долларов США. Платить приходится и за лечение в местных больница, как правило, за приобретение лекарств и лечащему врачу и медсестрам за уколы. Несмотря на то что власти категорически запретили взимание денег с больных, данное явление до сих пор не изжито.
Высокий уровень безработицы в республике позволяет недобросовестным чиновникам "торговать" и рабочими местами. Минимальная взятка при поступлении на работу, для простого смертного, также зависит от того, куда именно и на какую должность претендует гражданин. Здесь тоже имеются свои "расценки".
Чтобы стать рядовым сотрудников правоохранительных структур житель республики должен будет выложить как минимум пару тысяч долларов. Занять офицерскую должность в наркополиции можно, если уплатить "кому надо" не менее десяти тысяч "зеленых". "Серьезные должности" в министерствах и ведомствах "стоят" до двадцати и больше тысяч долларов.
Очевидно, что решить проблему коррупции в обозримом будущем президенту Чечни, при всем его желании, вряд ли удастся.
"Рамзану (Кадырову) можно только посочувствовать. Ему приходится постоянно держать под контролем практически все вопросы в республике. Чтобы более-менее успешно начать бороться с коррупцией, которая без всяких преувеличений охватила все сферы деятельности республики, ему надо начинать, как говорится, сверху. Нужно сломать сложившиеся годами стереотипы в мышлении чиновников, заставить их жить по чести и совести, а это очень непростая задача", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" один из местных наблюдателей.
Как уже сообщал "Кавказский узел", Рамзан Кадыров уже не первый раз обещает ужесточить меры, направленные на борьбу с коррупцией в республике.
Так, 14 апреля 2007 года Кадыров заявил, что намерен ликвидировать в ближайшее время всю коррупционную деятельность во всех эшелонах власти. "Мы должны забыть о таком слове, как коррупция, вообще. Мы будем бороться с этим явлением не жестко, а жестоко", - сказал он тогда.
17 июня 2007 года Кадыров обещал привлечь к ответственности всех чиновников, причастных к хищению средств выделенных "для обездоленных людей". Он сообщил о том, что своим распоряжением создал специальную комиссию для проверки всех фактов в поступающих к нему жалобах от населения. Ее возглавил начальник РУБОП МВД Чеченской республики Апти Алавдинов.
Однако, еще тогда по мнению многих жителей республики, борьба с коррумпированными чиновниками вряд ли может привести к серьезным результатам.
В шестом докладе о положении жителей Чечни в России Правозащитного центра "Мемориал", Сети "Миграция и право" за период с августа 2006 г. по октябрь 2007 г. отмечается, что коррупция в Чечне стала неписаным законом. Ее размеры чудовищны даже по сравнению с высоким уровнем коррупции на всей территории России, отмечают правозащитники.