В понедельник, 21 января, в Москву обещает приехать президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, а вслед за ним, 24 января, на московскую землю ступит глава Азербайджана Гейдар Алиев. В числе проблем, которые будут обсуждаться на встречах на высшем уровне, окажется и проблема статуса Каспия.
С учетом того, что Баку и Ашгабат никак не могут прийти к консенсусу по поводу принадлежности ряда нефтяных месторождений, Москве придется убеждать азербайджанскую и туркменскую стороны пойти на обоюдные уступки в данном вопросе.
Намечавшаяся на декабрь прошлого года встреча экспертов "каспийской пятерки" в Москве была сорвана именно по вине Ашгабата. Не внушает оптимизма и обещание Туркменбаши, данное им главе МИД РФ Игорю Иванову в ходе их недавней встречи в Ашгабате. Туркменский президент заявил, что каспийский саммит состоится до конца года, однако не обязательно должен завершиться определением статуса водоема. Еще одна проблема, которую предстоит решить российской и туркменской сторонам, - подписание договора, определяющего, по словам Ниязова, "культурные, экономические отношения между двумя странами". Ходят слухи, что президент Ниязов надеется скрепить подписями межправительственное соглашение о сотрудничестве в газовой области, предусматривающее, что Россия предоставит гарантии долговременных и масштабных закупок туркменского газа с правом ежегодного пересмотра цен. Москве, безусловно, выгодно закупать у Ашгабата "голубое топливо", однако она не согласна с ценами, назначаемыми туркменской стороной.
Кроме того, Москва не заинтересована в строительстве Туркменистаном газопровода через территорию Афганистана. Сам Ниязов пока еще не определился в целесообразности строительства этого трубопровода, но заявляет, что многие зарубежные компании проявляют интерес к этому проекту. Немало подводных камней существует и в отношениях между Россией и Азербайджаном. Прежде всего, это вопрос Габалинской РЛС.