Сегодня коммунисты Адыгеи провели акцию протеста против антикризисных мер правительства РФ. Митинг прошел сразу после акции "Единой России", которая имела прямо противоположные цели. И если на проправительственном мероприятии было около пяти тысяч человек, то на акцию КПРФ пришло около тысячи граждан.
"Первоначально, - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" глава местного отделения комсомола Айдамир Тхагушев, - наш митинг должен был начаться в 10 часов утра. Но это время у нас позаимствовала "Единая Россия". Поэтому мы собрались двумя часами позже".
Практически в каждом из выступлений на митинге коммунистов звучала мысль: мировой кризис в условиях России перекладывается на плечи простых граждан. Если о массовых увольнениях рабочих говорится везде, то о сокращениях госаппаратов, сокращениях расходов на их содержание не упоминается нигде - ни на федеральном, ни на республиканском, ни на городском уровнях. Одновременно с этим, по словам протестующих, идет рост цен. И это тогда, когда в других странах цены снижаются.
Глава отделения КПРФ, депутат Госсовета - Хасэ Валерий Сороколет в своем выступлении отметил, что произошла остановка предприятий "Машзавод", "Шпагатная фабрика", Комбинатов нерудных материалов "Кошехабльский", "Адыгеянеруд", "Нерудстройком". На сокращенную рабочую неделю переведены остальные предприятия.
По его словам, еженедельно в республике с предприятий увольняется не менее 45 человек. На сегодняшний день официально зарегистрированных безработных в Адыгее 6300 человек.
Финансовое положение народа резко ухудшилось, отметил он. "По официальным данным доходы на душу населения за 2008 год равны 7700 рублям, что составляет 42% по сравнению с 2007 годом. Но расходы увеличились на 55%. О каком благополучии можно говорить?", - поставил вопрос Сороколет.
Он напомнил о стабилизационном фонде и отметил, что происходящее сравнимо с ситуацией, когда отец, сидя на сундуке с деньгами, призвал своих детей в связи с трудностями, вывернуть карманы. "Нас такое правительство не устраивает, - сказал он, - оно должно повернуться к народу лицом. Финансовый кризис перерос в экономический, экономический грозит перерасти в политический".
Из мер антикризисного характера, применяемого федеральным правительством, он назвал обещание повысить пенсии с 1 февраля на 152 рубля. "А с нас уже изъяли тысячу, - сказал он. - За электроэнергию в Адыгее тариф повышен с 1 января на 27 %, за газ на 10%, за воду на 10%, за содержание жилья на 14% и так далее".
Многие надеются, сказал первый секретарь рескома, что кризис их не коснется. Однако он затронет всех, кроме аппарата чиновников и органов правопорядка.
Председатель горкома КПРФ, депутат горсовета Майкопа Андрей Бородин напомнил, что данный митинг - часть всероссийской акции протеста. Как он отметил, в целом коммунисты борются за социализм новой формации, социализм XXI века, который будет использовать прошлый опыт, когда Советский Союз прожил 70 лет без кризиса.
По нынешней ситуации секретарь горкома сказал, что в Майкопе создан антикризисный штаб. Он одобрил инициативу предпринимателей, которые через ТОСы организовали реализацию хлеба по себестоимости. Также он оценил и проведение городских ярмарок, где товар реализуется, минуя рыночную и другие надбавки. Но меры эти недостаточны и не могут кардинально изменить ситуацию, считает он.
По мнению Бородина, необходим открытый диалог между властями и народом. "Мы требуем, чтобы наш голос был услышан, - сказал он. - А для этого все жители города - от пенсионера, до студента, от рабочего до инженера - должны проникнуться тем, что никто за нас не отстоит наши права".
Председатель "Совета рабочих Майкопа", депутат Госсовета - Хасэ Валентин Мельников рассказал о том, что хотел выступить на предыдущем митинге "Единой России", которая прошла в поддержку антикризисных мер. "Но такой возможности мне не дали, - отметил он. - Что ж, это их право. Но как можно защищать правительство в нынешней ситуации?"
По его словам, вместо помощи, оно, наоборот, "закручивает гайки". Процентная ставка по кредитам для предприятий повышается, рабочим зарплата снижается. "Редукторный завод, - привел он пример, - делал до кризиса 40 редукторов в неделю, а сейчас 20 - за последний месяц. Разве так выходят из кризиса?"
"Нам говорят, - сказал он, - жаловаться, говорить о том, что все плохо - легко: предлагайте что-то. А мы и предлагаем: надо разделить, что можно сделать на местном уровне, а что на федеральном".
К возможностям местной власти он отнес "заморозку" тарифов ЖКУ и цен на товары первой необходимости, урегулирование проблем тех, кто приобрел в кредит "простые" товары, а сейчас лишился работы. Также, по его мнению, местная власть должна требовать от федеральной власти то, что необходимо народу, а не организовывать акции в поддержку его антинародных действий.
Практически вся вина за происходящее лежит на федеральной власти, считает Мельников. "Но там выборы устроены так, что побеждают те, кто имеет капитал и будет его защищать, - сказал он. - Это владельцы электроэнергетики, недр и прочего - всего того, что раньше принадлежало государству и работало на народ".
Такое правительство, по его мнению, не захочет слушать голос народа. Поэтому по отношению к нему требование может быть лишь одно - уйти в отставку.
Мельников рассказал, что Совет рабочих Майкопа в дни подготовки митинга составил листовку, в которой говорилось об этом. "Прокуратура вызвала меня на беседу, - отметил он. - Там меня предупредили, что подобные заявления могут вызвать социальную рознь".
"Но спрашивается, - возмутился он, - почему прокуратура не видит тех, кто на самом деле возбуждает социальную рознь. Тех, кто лишает работы, урезает зарплаты, повышает тарифы и цены".
"Мы будем требовать, - сказал он, - чтобы тарифы, цены были приемлемыми. Но надо понимать, что данный митинг - лишь первый шаг. А главная задача - смена власти и чтобы вся власть была в руках трудящихся".
Власти Адыгеи ранее прогнозировали, что благодаря росту промышленного производства дотационность республики снизится с 60% до 53% в 2008 году. С тех пор, однако, ситуация изменилась.