Парламентская ассамблея Совета Европы назначит спецдокладчика по политзаключенным в Азербайджане, если власти страны не освободят тех, кого в ПАСЕ считают политзаключенными, сообщила глава Азербайджанского Национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи Арзу Абдуллаева.
Абдуллаева вместе с другими членами Мониторинговой группы правозащитных организаций Азербайджана (МГПЗОА) приняла участие на зимней сессии ПАСЕ. По ее словам, уже даже известны кандидаты на должность спецдокладчика ПАСЕ по политзаключенным в Азербайджане. Это депутат из Кипра Христос Пургуридис и Швейцарский парламентарий Дик Марти. Причем, Пургуридис сам выдвинул свою кандидатуру. Марти известен по своей принципиальной деятельности как содокладчик по Чечне и по проблеме тюрьмы Гуантанамо.
По данным МГПЗОА, в настоящее время в Азербайджане насчитывается 27 политзаключенных. Кроме того, в заключении находятся пятеро журналистов, из которых по меньшей мере трое - главный редактор газет "Реальный Азербайджан" и "Гюнделик Азербайджан" Эйнулла Фатуллаев, главный редактор газеты "Азадлыг" Ганимат Захидов и сотрудник газеты "Азадлыг" Сакит Захидов (Мирза Сакит) признаются многими местными и международными организациями как "узники совести".
Как полагает Абдуллаева, избежать назначения спецдокладчика можно будет, если власти освободят журналистов, и хотя бы часть лиц, считающихся политзаключенными. "Однако даже в этом случае предстоят неотложные меры по созданию нормальных условий для функционирования демократических институтов и полностью решения проблемы политзаключенных", - сказала Абдуллаева.
В целом, по мнению Абдуллаевой, проблема политзаключенных характерна для всех трех стран Южного Кавказа и было бы целесообразным назначения спецдокладчика по Азербайджану, Армении и Грузии.
Между тем, официальный Баку и члены делегации Азербайджана в ПАСЕ категорически выступают против назначения спецдокладчика по политзаключенным в Азербайджане. Власти Азербайджана отрицают существования в стране осужденных по политическим мотивам. "Мы не допустим назначения спецдокладчика по политзаключенным в Азербайджане", - цитирует члена делегации Азербайджана в ПАСЕ Гюльтекин Гаджиева газета "Эхо".
Глава делегации Азербайджана в ПАСЕ Самед Сеидов на заседании парламента страны 2 февраля обвинил СЕ в "двойных стандартах". На его взгляд, СЕ занимает созерцательную позицию в отношении проблемы политзаключенных в Армении, репрессий в отношении участников акций протестов после президентских выборов, удушения свободы слова и прессы в этой стране, и в то же время придирчиво относится к Азербайджану, который "практически выполнил все свои обязательства". Сеидов предупредил, что если подобная политика СЕ будет продолжаться, то Азербайджан может "пересмотреть" свое отношение к этой международной организации.
Напомним, что в июне 2008 года ряд правозащитных организаций Азербайджана, Армении и Грузии выступили с совместным обращением к Парламентской Ассамблее Совета Европы о назначении специального докладчика по политзаключенным на Южном Кавказе. В этом обращении отмечалось, что критерии определения "политзаключенного" были разработаны экспертами СЕ для Азербайджана и Армении еще в 2001 году, и в дальнейшем они использовались лишь для Азербайджана. Однако после выборов 2008 года в Армении и Грузии проблема вновь стала актуальна для всего региона.
Обращение подписали от Азербайджана: Лейла Юнус (директор Института мира и демократии) и Эльдар Зейналов (Правозащитный Центр Азербайджана), от Армении: Микаэл Даниэлян (Хельсинкская Ассоциация Армении) и Анаит Баяндур (Армянский Национальный Комитет Хельсинкской Гражданской Ассамблеи), от Грузии: Уча Нануашвили (Правозащитный Центр Грузии) и Эмиль Адельханов (Кавказский Институт Мира, Демократии и Развития).
Институт спецдокладчика по политзаключенным в Азербайджане функционировал с 2001 по 2005 гг. Должность спецдокладчика занимали бельгийский парламентарий Джордж Клерфайт и британский депутат Малькольм Брюс.
В июне 2005 года, после завершения парламентских полномочий Брюса власти Азербайджана убедили ПАСЕ не назначать нового докладчика, пообещав решить данную проблему внутри страны путем диалога с правозащитниками. Тогда же была создана Рабочая группа с участием представителей властей и правозащитников. Впоследствии часть правозащитников покинули группу в знак протеста против неэффективности ее деятельности.