Комментарий Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиева по поводу публикации пермского правозащитника Игоря Аверкиева "Уйдём с Кавказа – станем свободней и крепче".
На сайте "Кавказский узел", была опубликована статья основателя пермского Правозащитного центра и руководителя Пермской Гражданской палаты Игоря Аверкиева с кричащим названием "Уйдём с Кавказа – станем свободней и крепче", где он попытался обосновать необходимость и полезность ухода России не только из Чеченской Республики, но и со всего "горского Кавказа". Это не первое выступление Аверкиева на чеченскую тематику. Запомнилось его предложение (вслед за Нухаевым и Немцовым) о разделе Чечни на горную (независимую) и равнинную (в составе России) части с границей по реке Терек. Думается, что предложения как Нухаева с Немцовым, так и Аверкиева исходили из одного центра и были совсем не в интересах российского государства.
Но Аверкиев, как мы видим, пошел еще дальше. Не знаю почему, но неприятие Чечни у основателя пермского Правозащитного центра и, по всей видимости, ярого националиста и шовиниста (как он все это совмещает?) абсолютное и категоричное.
Попытаемся прокомментировать отдельные утверждения Аверкиева из его вышеназванной статьи.
"К современной России современная Чечня не имеет никакого отношения. Чечня - не российская земля. Чечня - не наша, она чужая", - пишет Аверкиев. Позвольте, как не имеет никакого отношения? Ещё как имеет! Более того, современная Чечня – это порождение современной России. Две жесточайшие военные кампании последних лет, в результате чего с обеих сторон было убито и ранено сотни тысяч человек, до основания разрушена вся республика – это разве было не со стороны современной России? Раз Чечня "не наша, а чужая", зачем, спрашивается, эту бойню устроили? Ладно с Чечнёй, а Татарстан-то ваш? А Башкирия или Якутия? Перечисление можно продолжить.
Какой смысл вкладывает Аверкиев в слово "наш"? "Наш" - это кто: русский по происхождению или любой гражданин Российской Федерации вне зависимости от национальной принадлежности, считающий Россию своей Родиной и болеющий за неё? Или "нашим" нерусский может стать только в случае потери им своих национальных корней и чувства собственного достоинства? Так зачем такие "наши" нужны русским, если у них у самих этого брата хоть пруд - пруди.
"Наша страна, не допотопная империя, чтобы из-за престижа цепляться за куски бесполезной, чужой и непомерно затратной территории, с населением, которое Россию "своей страной" не считает", - продолжает Аверкиев. А что, если бы Чечня была полезной, то она считалась бы "нашей" и её не следовало отпускать? Очень "демократичный" подход, достойный председателя Гражданской палаты. Откуда, интересно, у Аверкиева данные, что чеченцы не считают Россию "своей страной"? Результаты всенародного референдума 2003 года свидетельствуют об обратном. Более 80% жителей республики на этом плебисците совершенно однозначно подтвердили, что они россияне. Или у кого-то есть результаты каких – то других опросов населения республики, более "объективных"?
Интересно у Аверкиева получается, "режим Кадырова – это режим, сформированный самим чеченским народом, его признанными вождями, с его полного согласия", а референдум, на основе которого избран и держится этот "режим", не отражает воли народа? Одно противоречит другому.
"Это чужие для России традиции, нравы, культура", - пишет Аверкиев. Интересно, а когда Россия вела долгую кровопролитную Кавказскую войну в 19 веке, разве она не знала, что у чеченцев "чужие"для России традиции, нравы, культура? Или тогда у чеченцев всё это было более "цивилизованным"? 300 лет перманентного насилия над чеченцами, чтобы считать их "своими", и на те вам – "чужие". Нет уж, извините господин Аверкиев, чеченцы добровольно не входили в состав России, добровольно и не выйдут из неё, на радость вашим так называемым либерал- демократическим покровителям, усиленно работающим, с вашей помощью, на развал России.
"В Чечне захват заложников – почти ремесло, рабский труд пленных – нормальное подспорье в хозяйстве... Очень разная у нас и у них "общественная цена" человеческой жизни", - продолжает жонглирование избитыми штампами Аверкиев, основываясь на отдельных печальных фактах предвоенного и военного лихолетья в Чечне. Была война, организованная в своих корыстных целях руководством как самой России, так и Чечни. Чеченскому народу она не нужна была так же, как и русскому. К сожалению, у войны свои суровые законы. Там и нарушение прав человека, и захват заложников, и убийства невинных людей. На войне очень часто, как это не прискорбно, используется всё, что даёт преимущество над противником, приближает победу над ним. И это вовсе не зависит от национальной принадлежности или веры противника. Тому примером гражданские войны, в которых единокровные братья сражаются друг с другом с неменьшей яростью и злостью, чем с противником – инородцем. Так что ксенофобия тут ни при чем. А на счёт "цены человеческой жизни", смею вас заверить она у чеченцев традиционно очень высока, ибо за жизнь невинного человека в Чечне зачастую приходится платить собственной жизнью.
"Невозможно жить в одной стране таким разным людям, как мы и они. Таким разным людям нужно жить раздельно", - продолжает господин то ли националист, то ли демократ. Какая категоричность. Во всём мире возможно, а в исторически многонациональной и многоконфессиональной, демократической России невозможно. Вместо того, чтобы объединяться - давайте разбегаться. На чью мельницу воду льём, господа ура – патриоты? Ведь в Конституции российского федеративного государства всё предусмотрено. Многоуровневость субъектов Российской Федерации как раз и предполагает решение таких коллизий. Основной Закон России предоставляет национально-государственным образованиям в составе федерации широчайшие возможности для выражения самобытности населяющих их народов, при соблюдении основополагающих принципов единого государства. Это, в первую очередь, вопросы культуры, традиций и веры. Да, мы разные, но это же не повод, чтобы не жить в одном государстве. Наоборот, в многообразии и есть преимущество и сила России.
Другое дело, что при реализации своих прав, гарантированных Конституцией, у народов иногда возникают определенные трудности. Так, например, когда Президент ЧР Рамзан Кадыров решил привести некоторые стороны жизни республики в соответствие с культурой и традициями чеченского народа, так все центральные СМИ ударились в крик, что в Чечне строится "исламская монархия", "феодально–байский режим", "родоплеменная теократия" и т.д. И это по отношению к республике, которая титаническими усилиями, ценою бесчисленных жертв пытается вырваться из состояния перманентной контртеррористической операции. В Чечне формируется не "исламская монархия" и не "родоплеменная теократия", а власть, которая намерена защитить свой народ от безыдейности, пошлости и разврата, бурным потоком идущих с запада, через различные информационные ресурсы России.
Нет никакого конфликта цивилизаций, он в головах у аверкиевых. Если Россия действительно станет демократическим государством, то всё образуется. Но если она не освободится от своего родимого пятна – имперского мышления, то впереди нас ожидают большие проблемы. Никаких "старших" и "младших" братьев – народов в демократической стране в принципе не может быть. Жить вместе различным народам мешают не разные нравы и традиции, а великодержавное, имперское мышление отдельных людей.
"Эта маленькая страна получила многое – а что взамен? Проблемы, проблемы и проблемы. Проблемы в прошлом, проблемы в будущем... Чечня в плюсах – меньше чеченцев гибнет (!), добывая средства к существованию. А России – то это зачем?" - вопрошает фашиствующий "демократ" Аверкиев. Да, действительно, Чечня "получила от России много". Около 200 тысяч только убитых, разрушенная до основания республика, горе и страдания сотен тысяч человек. Это разве мало? Но, видать, не насытились кровью аверкиевы, они озабочены лишь тем, что "меньше чеченцев гибнет, добывая средства к существованию".
"Не в Чечне дело. Дело во всём "горском Кавказе". Всё, что сказано о Чечне, касается всех горских земель", - продолжает Аверкиев. Ах вот в чём дело? Речь оказывается идёт не только о Чечне, а о всём Кавказе! Аверкиев хотя бы представляет, что значит для России уйти с Кавказа? Кавказ – это же ключ к России. Уход России с Кавказа активизирует дезинтеграционные процессы по всей России. За Чечней и "горским Кавказом" последует Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Якутия, Бурятия, Тува, другие национальные республики, у которых тоже свои традиции и культура, которые, в один момент, могут не понравиться аверкиевым. И что же в результате всего этого получится? А получится то, что соответствует планам Бжезинского по расчленению России. В этом случае Россия территориально съёжится до размеров Московской Руси, а всё пространство за Уралом станет "территорией совместного освоения природных ресурсов западными странами". Вы этого добиваетесь, господа "демократы"?
"Уйти сегодня – значит поставить горские народы перед жёстким выбором – или они доказывают свою государственную дееспособность, или окончательно отдаются кому–нибудь из "старших братьев". Если что, их примут и в России (?!), но уже на совершенно иных условиях", - продолжает философствовать Аверкиев. Как примут в России, если только – что всячески пытались избавиться от них? А "конфликт цивилизаций", а разность культур, традиций и "религиозный фанатизм", делающие невозможным, по Аверкиеву, совместное существование в одном государстве – куда всё это делось? Всё объясняет последнее словосочетание из приведенной выше цитаты: "...на совершенно иных условиях." Вот ради чего "выстраивалась вся эта концепция Аверкиева о необходимости "уйти с горского Кавказа". Ему не нравятся равноправные отношения с "горским Кавказом", а несовместимость, о которой он вёл речь чуть раньше – это всего лишь предлог, чтобы по своему развести ситуацию. Получается, Аверкиеву "горский Кавказ" нужен только бесправный и безликий. При таком подходе Россия действительно может потерять не только Кавказ, но и саму себя.
Из всего высказанного Аверкиевым в своей статье видно, что он не любит чеченцев и весь "горский Кавказ", но любит ли он Россию и русский народ? У меня на счёт этого есть большие сомнения. Ведь от того, что будет плохо "горскому Кавказу", России хорошо в любом случае не будет. А Бжезинские и Киссинджеры думают не о благе России, а о величии Америки.
16 февраля 2009 года