Следователь следственного управления Следственного комитета РФ по Калмыкии четыре раза отказывал в возбуждении дела по заявлению родителей избитых осужденных сотрудниками колонии-поселения Цаган-усн Яшкульского района. Однако его постановления отменены вышестоящим руководством. В итоге прокуратура потребовала устранения причин и условий, способствующих нарушениям, а также наказать виновных лиц.
Как сообщал ранее "Кавказский узел" в поселке Цаган-усн Яшкульского района Калмыкии сотрудники колонии-поселения избили 1 января семерых осуждённых. Заключенные расположенной в Калмыкии исправительной колонии ОЛ 27/3 регулярно подвергаются избиениям служащих УФСИН. Об этом сообщил общественный деятель Валерий Бадмаев, ссылаясь на слова самих заключенных, которые говорят, что избиения случаются почти еженедельно, причём без всяких на то оснований.
1 января семерых заключенных - Церена Бамбаева, Мингияна Картеева, Сергея Оконова, Валерия Манакова, Сергея Бархаева, Юрия Очирова и Анатолия Бадмаева - сотрудники колонии-поселения избивали на протяжении нескольких часов. Вследствие полученных многочисленных травм 20-летний Манаков более недели не мог передвигаться самостоятельно.
Родственники и сами осуждённые обратились с заявлениями в прокуратуру республики.
В ФБУ ИК-3 (колония-поселение п. Цаган-усн) факт применения спецсредств в отношении заключённых подтвердили. При этом, как заявили корреспонденту "Кавказского узла, "такая необходимая мера была принята вследствие алкогольного опьянения осуждённых".
Проверка, проведенная старшим помощником прокурора РК по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний А. Чурюмовым, выявила, что оперативный дежурный Джапов совместно с дежурным нарядом колонии на основании "Правил внутреннего распорядка" принял решение провести в отношении задержанных осуждённых досмотровые мероприятия.
При этом наряд применил в отношении осужденных резиновые дубинки и физическую силу. В то же время, медицинское освидетельствование на предмет употребления алкоголя задержанным осужденным, в нарушение требований ст.116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, не проводилось, отметили в прокуратуре.
Выявленные нарушения со стороны администрации исправительного учреждения, по словам Чурюмова, стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей непосредственно начальником колонии Манджиевым А.А. и его подчинёнными сотрудниками.
Как заявил корреспонденту "Кавказского узла" Валерий Бадмаев, ситуация в колонии-поселении Цаган-усн требует немедленного разрешения, так как на протяжении внушительного периода сотрудники исправительного учреждения систематически и безнаказанно применяли в отношении заключённых спецсредства и физическую силу. Осужденные по причине физических страданий вынуждены идти на крайние меры. В стенах исправительной колонии стали нормой попытки суицида, отметил Бадмаев.
Ранее несколько заключённых вскрывали вены, один осужденный предпринял попытку самосожжения и теперь находится в больнице. Уже после всех событий, происшедших после Нового года, заключенный Виталий Миколуцкий проглотил иглу и его срочно положили на операцию в Яшкульскую районную больницу.
Следственным органам необходимо тщательно расследовать это происшествие и установить, жив ли этот заключенный, заявляет Бадмаев.
Корреспонденту "Кавказского узла" также стало известно, что родственники осужденных опасаются за жизнь последних и указывают, что в колонии умерло несколько осужденных при весьма странных обстоятельствах, которые позволяют усомниться в естественности смерти осужденных.
В одном из своих постановлении от 05.02.2009 г. следователь Гаряев А.Б. указал, что смерть одного из осужденных - Расколец Р.С. - наступила от "эпистатуса, вследствие хронической эпилепсии, спровоцированного вторым основным заболеванием - на аутопсии выявлен деструктивный тонзиллит, осложненный сепсисом, проявлениями в виде пневмонии энцефалита, гепатита". На теле осужденного также имелись множественные ссадины.
Эксперт Калмыцкого отделения ООД "За права человека" Владимир Галитров, занимающийся ситуацией, связанной с колонией-поселением корреспонденту "Кавказского узла" пояснил: "Несмотря на фундаментальную значимость запрета на пытки и жестокое обращение, следственные органы, демонстрируя иллюзию законности, до настоящего времени не предприняли мер, способных установить истинные обстоятельства применения физической силы, дубинок в отношении осужденных".
Что касается постановления, вынесенного по факту смерти осужденного Расколец, по мнению Галитрова, в нем наблюдается масса нарушений.
Правозащитник отмечает, что содержание осужденного с указанными заболеваниями в штрафном изоляторе (ШИЗО), где нет врача соответствующей квалификации, не может быть признано законным. "Это уже, как минимум, преступная халатность", - говорит правозащитник.
По его словам, энцефалит - это инфекционное заболевание, при обнаружении которого медработники обязаны были в письменном виде уведомить об этом санэпидемстанцию для безотлагательного проведения соответствующего комплекса мероприятий.
"В-третьих, диагноз "деструктивный тонзиллит, осложненный сепсисом, проявлениями в виде пневмонии" - это следствие острого тонзиллита, более легкой формы этой болезни, продолжительность которой длится, как минимум 5 дней, прежде чем данное заболевание перейдет в более тяжелую стадию - деструктивную, которая сопровождается повышенной температурой тела", - поясняет собеседник.
Это означает, что причиной смерти осужденного является жестокое и бесчеловечное обращение, допущенное в отношении него российскими властями, в лице администрации колонии, убеждён правозащитник.
Отметим, что из тех сведений, о которых следователь упомянул в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела видно, что Расколец страдал серьезным психическим заболеванием, в связи с чем нуждался в адекватном лечении, которое ему мог назначить невропатолог. Но, вместо этого, он был помещен в ШИЗО, где ему не могла быть оказана своевременная надлежащая помощь, что, по версии, должностных лиц, становилось причиной частых приступов эпилепсии в процессе которых он получил многочисленные телесные повреждения. Сам осужденный находился в беспомощном состоянии, он не мог даже одеться.
Владимир Галитров отмечает, что водворение осужденного в ШИЗО в период обострения серьезного психического заболевания в беспомощном состоянии и непредоставление ему необходимой медицинской помощи представляет собой нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Учитывая, что Расколец был водворен в ШИЗО с такими заболеваниями, как деструктивный тонзиллит, энцефалит, которые значительно усиливали его физические страдания в совокупности с эпилепсией, такое отношение вполне может быть сопоставимо с пыткой, подчеркивает правозащитник.
"Причинная связь между жестким, бесчеловечным обращением и смертью осужденного, на мой взгляд, вполне очевидна. Во всяком случае, сведения, предоставленные следователем позволяют сделать вывод, что обстоятельства смерти осужденного следственными органами не проверялись надлежащим образом", - резюмировал представитель правозащитной организации.
По многочисленным фактам, выявленным в колонии-поселении, на имя руководства УФСИН России по Республике Калмыкия прокуратурой республики внесено представление об устранении причин и условий, способствующих выявленным нарушениям, а также о привлечении к ответственности виновных лиц.
Напомним, что в Калмыкии находятся четыре спецучреждения УФСИН: колония ОЛ 27/1 общего режима, колония ОЛ 27/2 строгого режима, колония-поселение ОЛ 27/3, колония для несовершеннолетних ВК.
По словам руководителя движения "За права человека" Льва Пономарева, в Фонд защиты прав заключенных ежегодно поступают несколько тысяч жалоб от заключенных на издевательства и пытки. Многие из них - от выходцев с Кавказа. 10 февраля на пресс-конференции правозащитники рассказали о том, что выходцев из Чечни, давших признательные показания под пытками и в результате осужденных на большие сроки тюрьмы, продолжают пытать в тюрьмах из ненависти.