C 16 по 17 февраля в Страсбурге по инициативе Конференции неправительственных организаций (НПО) Совета Европы проходил круглый стол НПО России, Грузии, Абхазии и Южной Осетии. По мнению участников встречи, наладить конструктивный диалог и прийти к общему мнению так и не удалось.
"Единства в рядах российской делегации в Совете Европы, к сожалению, не было", - прокомментировал итоги поездки в Страсбург член Общественной палаты России Максим Шевченко.
По словам г-на Шевченко, ощущения от переговоров двоякие. "Ничего, кроме возмущения, не вызывали рассуждения представителей Комитета солдатских матерей, которые вообще (парадокс) проявили себя как яростные враги российской армии, - продолжил член Общественной палаты. - Они начали выносить свои суждения о роли России в вооруженном конфликте, разбираться в легитимности пребывания российских войск на территории Ахалгорского района. Якобы наши солдаты находятся там "непонятно на каких основаниях". Как будто у них нет приказа Верховного главнокомандующего!"
По словам Максима Шевченко, одна из представительниц грузинской делегации вообще заявила о том, что в Лениногорском районе (Ахалгори), на территории которого находится российская армия, растет количество изнасилований. "Вы утверждаете, что российские солдаты виноваты в изнасилованиях?", - тут же среагировал Шевченко. Прямого ответа на этот вопрос, по его словам, не последовало. Позже в частной беседе грузинская коллега признала, что эти вещи не связаны.
В то же время, по мнению г-на Шевченко, между членами отдельных делегаций в Страсбурге состоялись и некоторые конструктивные диалоги. "Было приятно наблюдать за деятельностью абхазской и осетинской делегаций, которые без посторонней помощи пытались найти контакт с грузинскими коллегами", - отметил он.
По словам Шевченко, участники круглого стола также с интересом отнеслись к информации о деятельности Смешанной Комиссии по преодолению последствий вооруженного конфликта на Кавказе. "Мы договорились о том, что некоммерческие организации Совета Европы будут наблюдать за работой нашей Комиссии, многие из них заинтересованы в сотрудничестве", - заявил член Общественной палаты РФ.
По мнению же председателя Комитета "Гражданское содействие" Светланы Ганнушкиной, "встреча закончилась скандалом". "Максим Шевченко упрекнул некоторые общественные организации в том, что они получают деньги не из тех источников, - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" С. Ганнушкина. - Меня лично обвинил в том, что я не защищаю русских беженцев. Я не стала этого терпеть и вышла из зала, где проходила конференция. Разве это можно назвать конструктивным диалогом?"
Сама идея встречи на таком уровне, по мнению Ганнушкиной, очень хороша. "Однако нужно приглашать настоящие НПО, а не ангажированных властью людей", - уверена она.
В то же время, по мнению Ганнушкиной, такие встречи должны продолжиться. "Мы должны обсудить на последующих конференциях проблемы беженцев, пленных и заложников, проблемы интеграции беженцев, - пояснила правозащитница. - Представители каждой стороны должны требовать от своих властей решения проблем, а не защищать на конференции позицию своей страны".
Как рассказала Светлана Ганнушкина, сама она выступила на встрече с предложением создать общую рабочую группу по беженцам. "Мы считаем, что беженцы имеют право выбирать между возвращением и интеграцией, - заявила Ганнушкина. - Мы должны добиться того, чтобы представителей новой рабочей группы пустили во все регионы. А затем обменяться материалами работы, провести совместный мониторинг и подготовить общий доклад, после чего представить его властям".
Перед встречей в Страсбурге в Грузии была создана коалиция из семи неправительственных организаций "Миссия мира" по переговорам с абхазскими и осетинскими коллегами. Как заявил "Интерфаксу" 13 февраля лидер НПО "21 век" Паата Гачечиладзе, коалиция уже имела контакты с российскими неправительственными организациями и намерена активно их продолжать. "Задача коалиции - начало переговоров с НПО Абхазии и Южной Осетии, в чем нам содействие окажут российские коллеги", - сказал он.
Лидер организации "Многонациональная Грузия" Артур Степанян, в свою очередь, заявил: "Главная задача коалиции - восстановление доверия между грузинами, абхазами и осетинами".
Отметим, что состоявшийся в Страсбурге круглый стол стал продолжением диалога НПО России, Грузии, Южной Осетии и Абхазии, начало которому было положено в декабре 2008 года в Пензе. Там проходил третий региональный конгресс НПО Совета Европы, и именно тогда впервые в широком формате представители НПО Грузии, Южной Осетии и Абхазии встретились за одним столом.
Впрочем некоторые правозащитные организации, включая Московскую хельсинкскую группу (МХГ) и ПЦ "Мемориал", от участия в том форуме решили отказаться.
"Совет Европы почему-то сделал своим партнером по организации конгресса Совет Федерации, который не является даже выборным органом, - пояснила свою позицию в эфире программы "Вечер на Би-би-си" председатель МХГ Людмила Алексеева. - Мы выразили свой протест и предложили собственную повестку. Поскольку наши предложения не были удовлетворены, мы сочли, что это мероприятие не может называться третьим конгрессом НПО". Алексеева назвала конгресс "профанацией".
Тем не менее, тогда участники конференции договорились о проведении следующей встречи в Страсбурге. Она должна была состояться еще 30 января во время сессии ПАСЕ, но грузинское постпредство выразило желание о более длительной подготовке к этой встрече. В конце концов, они назвали дату 16 февраля.
Как уже сообщал "Кавказский узел", ранее, 18 декабря прошлого года, в здании "Мемориала" состоялась встреча представителей грузинской и российской общественности в рамках визита, организованного Общественной палатой России. На встрече обсуждались способы преодоления гуманитарной катастрофы в Южной Осетии и Абхазии.
Первоочередными были названы проблемы без вести пропавших лиц, гуманитарной катастрофы, мародерства. Также обсуждался будущий формат сотрудничества российских и грузинских НПО.
Во встрече приняли участие народный артист Грузии Гоги Кавтарадзе, актер, режиссер, чемпион мира по армрестлингу Сосо Джачвлиани, директор НПО "Центр стратегических исследований Кавказа" Мамука Арешидзе, с российской стороны в беседе приняли участие: представители общества "Мемориал" - Арсений Рогинский, Ян Рачинский, Олег Орлов, Татьяна Касаткина, Ольга Черепова, Александр Черкасов, - Людмила Алексеева (Московская Хельсинкская Группа), Варвара Пахоменко и Александр Мнацаканян (Центр "Демос"), Сергей Никитин (Amnesty International), Татьяна Купер (Human Rights Watch) , Григорий Шведов ("Кавказский узел"). Общественную палату представляли Максим Шевченко и Алексей Ситников.
Арешидзе тогда поведал, что в результате обмена информацией между общественными организациями было установлено, что у осетинской стороны и грузинской сторон остаются заложники. Кроме того, речь шла о ситуации в Ахалгорском районе.
Член ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что возлагает определенные надежды на эффективность подобных российско-грузинских встреч. По словам правозащитника, то, что есть канал, по которому грузинские представители прибыли в Москву и смогли пообщаться с правозащитниками, которые реально работали в зоне конфликта на территории и Грузии - уже позитивный момент.
28 октября в "Интерфаксе" состоялась пресс-конференция представителей Правозащитного Центра "Мемориал" и Центра "Демос" по итогам поездки в Грузию. На пресс-конференции были показаны фотографии, сделанные во время поездки.
Отметим, Москва и Южная Осетия утверждают, что грузинские военные проводили этническую чистку в осетинских селах. В середине августа следственный комитет при прокуратуре России возбудил по факту убийства граждан России в Южной Осетии уголовное дело, согласно которому Грузия обвиняется в геноциде.
Однако подобное обвинение Грузия высказывает и в адрес югоосетинской стороны. После того, как Россия начала вооруженную операцию ввиду вторжения грузинских войск в Цхинвал, жители подконтрольных Грузии населенных пунктов сообщали о фактах мести жителей Южной Осетии, заявляя об убийствах грузин по национальному признаку. Кроме этого, российские и иностранные СМИ ранее сообщали, что южноосетинские войска и ополченцы жгут и грабят грузинские села в Южной Осетии.
Наблюдатели отмечают, что жертвы этой короткой, но жестокой войны с обеих сторон страдали по этническому признаку.