Президент Чечни Рамзан Кадыров выступил с инициативой объявить в республике новый национальный праздник, который будет связан с возвращением депортированных чеченцев в 1957 году. Соответствующее предложение будет внесено на рассмотрение парламента республики.
Ранее Рамзан Кадыров своим указом учредил в Чечне общенациональный праздник - День чеченской женщины, который будет ежегодно отмечаться в республике третье воскресенье сентября. Эта дата была приурочена к имевшему место в позапрошлом веке уничтожению русскими войсками крупного чеченского селения Дади-Юрт, когда несколько десятков захваченных солдатами молодых девушек бросились в реку Терек, чтобы не попасть в плен.
Говоря о своем намерении учредить новый праздник, Кадыров заявил: "Мы не имеем права забывать трагические даты в истории нашего народа, но не менее важно помнить и периоды, с которыми мы связываем торжество справедливости, один из таких дней - день возвращения нашего народа после 13-летней ссылки в Казахстан и Сибирь. Надеюсь, что депутаты и общество поддержат мое предложение и в нашем календаре, наряду с трагическими датами, появится еще один национальный праздник".
День, когда будет отмечаться новый праздник, должен определить парламент республики. Жители республики относятся к предложению президента с пониманием.
"Действительно, мы должны отмечать не только такие трагические дни, как годовщина депортации. В жизни нашего народа есть немало тяжелых дат, и поэтому нам нужно как можно больше светлых праздников. А в том, что возвращение после 13-ти лет изгнания на землю своих предков было для наших отцов и дедов самым лучшим праздником, я не сомневаюсь. И долг наших потомков - эта дата должна стать праздником", - заявляет 35-летний житель республики Умар Магомадов.
По мнению другого жителя Чечни, 56-летнего Нурди Уцмиева, одновременно с введением празднования в Чечне дня возвращения из депортации, было бы целесообразным решить вопрос об увековечении памяти бывшего генерального секретаря компартии СССР Никиты Хрущева.
"Этот человек заслуживает всенародной благодарности от чеченцев. Ведь именно он разрешил нам вернуться на свою родину. Даже если бы в каждом городе или населенном пункте республики появились площади и улицы с его именем, это не могло бы выразить той степени признательности к Хрущеву с нашей стороны", - считает Уцмиев.
Как сообщал "Кавказский узел", вчера, 23 февраля, в Чечне и в Ингушетии прошли траурные мероприятия, посвященные 65-ой годовщине депортации вайнахов. Память жертв депортации также почтили в Москве, Санкт-Петербурге, и ряде зарубежных стран.
23 февраля 1944 года чеченцы были выселены в Среднюю Азию и Казахстан под надуманным обвинением в измене Родине. Во время депортации и 13 лет проведенных в ссылке от голода, холода и болезней умерло больше половины населения. Вернуться на родину чеченцы смогли, спустя четыре года после смерти Иосифа Сталина, в 1957 году, когда по решению нового Генсека ЦК КППС Никиты Хрущева чеченцы и ингуши были полностью реабилитированы.
В начале 90-х годов был принять закон РФ "О реабилитации репрессированных народов". Тогда же, после прихода к власти в Чечне генерала Джохара Дудаева, республиканские власти выразили намерение увековечить память Никиты Хрущева. Его именем планировалось назвать один из четырех районов города Грозного. Об увековечении памяти Хрущева говорят и нынешние власти республики. Ране было объявлено о том, что в Грозном в его честь воздвигнут памятник, а имя Хрущева было присвоено одной из школ республики.
Согласно официальным данным, в феврале-марте 1944 года из ЧИ АССР было насильственно вывезено более 496 тысяч чеченцев и ингушей, в том числе 411 тысяч - в Казахскую ССР, в Киргизскую ССР - 85,5 тысяч. Такие цифры фигурируют в рассекреченных архивных документах Сталина.
По данным Международного общества "Мемориал", в 1943-44 годах из Чечни и Ингушетии было вывезено 485 000 человек. По иным данным, число депортированных вайнахов составило более 650 тысяч человек. Такими данными, в частности, оперирует историк Н.Ф. Бугай (Институт российской истории РАН) в статье "Правда о депортации чеченского и ингушского народов", опубликованной в сборнике "Вопросы истории" (1990, №7).