Житель Дагестана Алибек Абуназаров, похищенный сотрудниками силовых структур 17 февраля и освобожденный 20 февраля, просит правозащитников о помощи, заявляя о давлении со стороны неизвестных ему силовых подразделений, требовавших от него признания в участии в незаконных вооруженных формированиях.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", Алибек Навурбегович Абуназаров, 1970 года рождения, был похищен 17 февраля около 13.00 в Махачкале. По словам его жены, Калимат Абуназаровой, он пошел на рынок за продуктами, а она вместе с подругой и ребенком осталась дома. В это время сотрудники неустановленных силовых структур провели обыск в их доме. По словам женщины, она попыталась связаться с мужем по мобильному телефону, но тот не отвечал.
Позже соседи рассказали, что видели, как вместе с Алибеком Абуназаровым задержали кого-то из соседей. Второго задержанного позже отпустили, но Абуназаров домой не вернулся. Абуназаров исповедует ислам нетрадиционной формы, посещал мечеть в Редукторном поселке.
По словам Алибека, силовики приказали ему первым войти в дом, и прикрывались им, как "живым щитом". Во время обыска силовики перевернули все вещи, ломали мебель. По утверждению Алибека, из дома пропали 34 тысячи рублей, диски с материалами религиозного содержания, телефон "NOKIA-6120c", говорится в сообщении Правозащитного Центра "Мемориал", поступившем в адрес "Кавказского узла".
Родственники и супруга похищенного обратились во все РОВД Махачкалы, но везде им отвечали, что человек с такой фамилией у них не содержится. Одновременно в районе троллейбусного кольца Махачкалы проводилась спецоперация, в результате которой исчез Алил Шамхалович Амирханов, знакомый Алибека Абуназарова.
О том, что Абуназаров похищен, в ПЦ "Мемориал" сообщила адвокат Баканай Гусейнова вечером 18 февраля. Утром 19 февраля прокурору Дагестана И.В. Ткачеву позвонил Уполномоченный по правам человека РФ В.П. Лукин. Ткачев сообщил, что Абуназаров содержится в ОВД Кировского района г. Махачкалы. Гусейнова направилась в РОВД, но там ей заявили, что Абуназаров к ним не поступал.
На следующий день, 20 февраля, прокурору республики из Москвы с вопросом о местонахождении Абуназарова позвонила Исполнительный директор Правозащитного центра "Мемориал", член экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Татьяна Касаткина.
В 16.00 Ткачев проинформировал Исполнительного директора ПЦ "Мемориал" о том, что Абуназаров освобожден и направляется домой. Между тем, по информации ПЦ "Мемориал", он был освобожден только в 21.30 и прибыл домой сильно избитым и в подавленном состоянии.
В своем заявлении в ПЦ "Мемориал" Абуназаров описывает подробности его похищения. "17 февраля, около часа дня, выйдя на улицу, я увидел нацеленные на меня прицелы автоматов. Я услышал приказ поднять руки. Команду отдали люди в камуфляжной форме и в масках. Единственным человеком без маски был высокий черноволосый мужчина. Подчинившись, я был подвергнут обыску. Вывернув мне руки назад, они надели на меня наручники. Затем посадили в легковую машину, предположительно ВАЗ-2114, цвета металлик, предварительно натянув мне на глаза спортивную шапку", - пишет Абуназаров.
Силовики спрашивали Абуназарова, есть ли кто у него дома. "Я ответил, что в доме только мои родители, супруга Калимат и ее подруга с ребенком", - рассказывает заявитель. После обыска силовики посадили Абуназарова в "Газель", где начали избивать, оскорблять, нецензурно выражаясь.
"По акценту это были дагестанцы. Прозвучала угроза вывезти меня в лес и пристрелить там. Целью психологического и физического давления было добиться от меня признания о принадлежности к НВФ", - рассказывает Абуназаров.
Никто из силовиков, по его словам, не представлялся и не предъявлял документов. В машине Абуназарова били по голове кулаком, а также в грудь прикладом автомата. Продолжились избиения и после того, как его привезли к неизвестному зданию и заставили подняться на третий этаж.
Все время Абуназарова содержали в каких-то кабинетах. "В течение суток с перерывами меня избивали и требовали дать показания. Мне называли имена людей и спрашивали, знаком ли я с ними. Когда я отказывался отвечать или затруднялся давать ответы на вопросы, избиения начинались снова", - пишет в заявлении Абуназаров, отмечая, что маску с него сняли лишь один раз для того, чтобы сфотографировать его.
Спустя сутки задержанного перевезли в Кировский РОВД. А оттуда – в спецприемник, где содержали вместе с уголовниками и наркоманами.
"Проведя трое суток арестованным, я спросил у милиционеров, как они собираются оформлять мое пребывание у них. На что получил ответ, что я задержан за административное правонарушение", - продолжает заявитель.
Абуназаров просит правозащитников содействовать тому, чтобы неизвестные ему силовые подразделения оставили его и его семью в покое. В настоящее время психологическому давлению подвергается брат Абуназарова, работник милиции, которого вынуждают уйти с работы.
Правозащитный Центр "Мемориал" направил письмо в органы прокуратуры с требованием возбудить уголовное дело в отношении лиц, грубо нарушавших нормы российского законодательства в отношении Алибека Абуназарова.
Ранее "Кавказский узел" сообщал также о том, что 4 февраля был освобожден под подписку о невыезде Нариман Мамедяров, которого похитили в Дагестане силовики в сентябре 2008 года. Мамедяров также рассказал о применявшихся к нему пытках.
По данным ПЦ "Мемориал", в 2008 году в Дагестане было похищено 12 человек. Принципиальное отличие этих случаев от предыдущих лет – это то, что никто из них не исчез бесследно, судьбу каждого из похищенных удавалось проследить.
Проблема похищений в Дагестане, как и в целом на Северном Кавказе, остается острой. Жители республики неоднократно проводили акции протеста против похищений людей.
Проблеме похищений в регионах Северного Кавказа посвящен подготовленный Программой "WITNESS" совместно с отделениями Правозащитного центра "Мемориал" в Грозном и Назрани документальный фильм "Потерянные жизни. Исчезновения и безнаказанность на Северном Кавказе" ("Missing Lives. Disappearance and Impunity in North Caucasus").