Все встречи с целью оказать давление на имамов, выдвинувших свои кандидатуры на выборах депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесии, проходили неофициально и сегодня подтвердить что-либо практически невозможно, считает председатель избирательной комиссии республики Мехти Байтоков. Но то, что выдвижения были, и часть кандидатов в последующем сняли свои кандидатуры, по его словам, "остается фактом".
"К нам обращений с тем, что оказывается давление - не было, и мы этим вопросом не занимались. Кроме того, никаких указаний, чтобы переговорить с имамами о снятии кандидатур нам не было, а как я думаю, если бы центральные федеральные или республиканские власти были бы в этом заинтересованы - такие указания у нас были бы. То есть, это все проходило в частном порядке, его словам соответственно и интересы были частные", - считает председатель избиркома республики.
Байтоков пояснил, что, согласно федеральному закону "О выборах", есть ограничения в отношении участия в выборах общественных и религиозных объединений, а в отношении частных лиц в законе ничего не оговаривается. К тому же, кандидату достаточно написать заявление об уходе в отпуск, что вовсе не подразумевает писать заявление об увольнении.
"Это просто частные интересы, к тому же ведь религиозные деятели постоянно работают с людьми и знают об их проблемах достаточно много. Возможно и то, что это была просто какая-то провокация, поэтому все встречи проводились неофициально и носили частный характер. Власть не привлекалась, потому как есть четко прописанный закон", - отметил Байтоков.
В свою очередь, кандидат в депутаты от политической партии "Патриоты России" Азрет Эркенов рассказал, что последний элемент давления был больше двух недель назад, когда в район приезжал уполномоченный президента КЧР по связям с религиозными организациями Евгений Кратов. Присутствовавший при беседе с имамами Эркенов, заявляет, что встреча состоялась в здании администрации Усть-Джегутинского района.
"Я спросил у Кратова напрямую: "кто до сих пор раскачивает вопрос о том, что ребятам, совершающим намаз, нельзя выдвигать кандидатуру на выборы?", ведь если бы это было незаконно, то их кандидатуры не были бы зарегистрированы. На что мне Кратов ответил, что приехал по своей воле, так как считает, что "что-то не так". Я спросил еще раз: "кто Вас послал и по чьему поручению вы здесь?", на что он мне ответил, что было совещание на уровне президента совместно с представителями мусульманского духовенства. Я попытался уточнить: "Вас послал сюда президент с целью снять кандидатуры имамов?". "Нет, конечно" - последовал ответ", - рассказал Эркенов.
Кандидат заявил, что может рассказать, чем, по его мнению, был вызван неофициальный приезд Евгения Кратова в Усть-Джегутинский район для встречи с имамами выдвинувшим свою кандидатуру. "Я могу сказать, что он чей-то "заказ" отрабатывал. На мой взгляд, интерес в районе в этом есть у руководителя района Анзора Лайпанова", - сказал собеседник.
По словам Эркенова, Кратов указал на федеральную статью закона "О выборах", в которой говорится о том, что общественные и религиозные объединения не имеют права заниматься политической деятельностью.
"Нам не смогли ответить, где они увидели религиозное объединение. Ведь все имамы, выставившие свои кандидатуры, являются частными лицами, и, согласно закону, они написали заявления и ушли в отпуск. На этом вопросы Кратова к имамам закончились, как и закончились попытки оказать давление", - заявил Эркенов.
Кандидатуры имамы свои не сняли и после этого никакого давления в виде бесед не оказывалось. Однако, как рассказал имам и кандидат Анзор Каракетов, "стали применяться другие технологии".
"Так мне известно, что в селе Эльтаркач Усть-Джегутинского района, людей запугивают тем, что они не получат сертификаты на жилье если будут голосовать за меня. Мне так же известно, что идет административное давление - людей в случае "неправильного выбора" или посещения моих встреч обещают уволить с работы. В условиях кризиса, когда работы не найдешь, естественно, это имеет свое воздействие. Так что разговоры о "честных выборах" остаются только разговорами", - рассказал Каракетов.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", имам города Усть-Джегута Анзор Каракетов, баллотирующийся на выборах в парламент Карачаево-Черкесии, делал заявление о том, что на религиозных людей, выставивших свои кандидатуры, оказывалось давление "в виде бесед на разных уровнях власти".
После этого с визитом район посетил Евгений Кратов. Как рассказали очевидцы, во время беседы в руках у него была публикация "Кавказского узла", в которой рассказывалось о беседе с имамом, а в адрес имамов поступили нарекания по поводу "откровений с прессой".
Напомним также, что председатель избиркома Мехти Байтоков ранее заявлял, что президент Карачаево-Черкесии заинтересован в проведении честных выборов, о чем не раз сообщал в беседе с членами ресизбиркома. Между тем, члены партий КПРФ и "Патриоты России" ставят под сомнение возможность честных выборов в Карачаево-Черкесии.
Выборы депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесии IV созыва назначены на 1 марта 2009 года. Всего по партийным спискам баллотируются 270 кандидатов.