Интервью с экс-спикером парламента Грузии, ныне одним из лидеров оппозиции Нино Бурджанадзе.
- Можно назвать эту группу наиболее радикальной?
- Это абсолютно адекватное крыло, несмотря на то, что здесь объединены и те оппозиционеры, которые на протяжении длительного времени призывают к радикальным формам смены власти.
Когда видишь, что чем больше времени правит нынешняя власть в стране, тем большая опасность грозит Грузии, хочешь не хочешь, но приходится ставить вопрос радикально. Наша группа считает, что президент не подает никаких знаков того, что он адекватно оценивает происходящие в Грузии процессы и собирается подать в отставку. Именно поэтому 9 апреля народ должен убедить его принять такое решение.
Вторая же группа оппозиции выбрала другой путь – внешне более законный и цивилизованный и законопослушный - путь референдума. Уважаю любую позицию, но хочу отметить, что в сегодняшней Грузии путь референдума - не выход из создавшейся ситуации. Именно поэтому я на стороне уличных акций, в любом другом случае, разумеется, я была бы на стороне более цивилизованных методов.
- Может быть, это тактический ход альянса? (Альянс - группа оппозиционных партий, которые выступают за референдум, - прим. "Резонанси").
- Не знаю. Допустим, Саакашвили назначит референдум в течении двухмесячного срока, хотя, оговорюсь, - это практически невозможно, ведь нужно подготовится к данному процессу, сформулировать вопросы и прочее. Но я убеждена, что даже если президент назначит референдум и проведет его в двухмесячный срок - он его обязательно выиграет. Разумеется, незаконно. Тем более - опыта ему не занимать.
- У альянса надежда на западных друзей?
- Надежда на западных друзей была и у меня, в январе и в в мае.
Понимаете, дело даже не в том, что Запад не скажет, что референдум был подтасован. Нынешняя власть придумывает такие методы подтасовки выборов, что пока Запад убедиться в этом, референдум состоится и выводы будут такими же, какими были после президентских и парламентских выборов 6 месяцев спустя. И что, кто возьмет на себя ответственность за ситуацию в стране? Разве могут Ираклий Аласания и другие члены альянса дать гарантию, что Саакашвили в течении 6 месяцев будет вести себя разумно?
Я была во власти и знаю, что перед последними парламентскими выборами представители властей вышли практически на все семьи, где был заключенный и предложили принести по 500 подписей людей, которые не пойдут на выборы. Прдставьте ситуацию, когда твой сосед, у которого горе и близкий в тюрьме, на коленях просит - пойдешь на выборы, моего сына не выпустят из тюрьмы! Именно так произошло на парламентских выборах.
- Вы ничего не знали про такие факты?
- Разумеется, я ничего не знала. При мне про такие вещи не говорили. Так как знали мою реакцию.
Я не участвовала в подтасовках, и об этом прекрасно знают лидеры оппозиции.
- Вам не кажется, что публичная критика Вами референдума, дает козырь властям и делает слабее оппозиционные силы?
- Никто у меня не отнимал права говорить то, что я думаю. Почему я не могу критиковать референдум? Тогда ответный вопрос - почему лидерам альянса не нравится идея акций 9 апреля?
Сейчас существует попытка разделить оппозицию на путь Бурджанадзе и путь Аласания. Сейчас не время делать предвыборные заявления. Сейчас главное - освободиться от президента, который и в ус не дует, более того, устраивает себе комфортную ситуацию в кабинете. (Речь идет и скандальной истории, когда Саакашвили повесил у себя в резиденции знаменитую картину Пиросмани из музея, - прим. "Резонанси").
Неправильно сейчас рассуждать на тему - кто чей конкурент, рано.
- Но у Вас есть амбиции стать президентом?
- У меня нет амбиций.
Возможно, у других амбиций гораздо больше. Я уже дважды была исполняющей обязанности президента и в обоих случаях смогла бескровно вывести страну из сложнейших ситуаций.
- Вас не прельщает возможность стать президентом?
- Как может прельщать возможность быть президентом такой страны?..
- Вы же собираетесь баллотироваться?
- Это не означает, что меня прельщает президентство!
Моей стране сейчас очень сложно, она на грани выживания и я не собираюсь отступать ни на шаг. Я сделаю все возможное, чтобы страна смогла демократическим путем избрать нового президента. Надеюсь, народ сделает правильный выбор.
- Считаете ли Вы, что акциями протеста и радикализмом можно повлиять на нынешние власти Грузии?
- Это единственный адекватный путь. И это не прямой ориентир на акции протеста. До каких пор я буду писать вопросы к президенту и ждать ответы?
У страны - неадекватный президент, человек, который говорит: "что тут такого – потеряли два района?"! В любой стране только из-за этого сотни тысяч людей вышли бы на улицы.
- До 9 апреля Саакашвили должен уйти в отставку?
- Это будет самое правильное решение с его стороны.
- А если он сам не уйдет?
- Тогда его уберет народ, мирным и конституционным путем.
- Оппозиция постоянно говорит об этом, но не уточняет, что конкретно подразумевает под этим?
- Это путь мирных демонстраций и митингов, на проведение которых у нас есть конституционное право.