Возглавляемая Николаем Сванидзе делегация Общественной палаты России и известные российские правозащитники встретились с руководством правоохранительных органов Дагестана, с представителями общественных организаций республики. Делегацию также принял президент Дагестана Муху Алиев.
Встреча членов Общественной палаты РФ и правозащитников с руководством правоохранительных органов Дагестана прошла без участия прессы. По словам Николая Сванидзе, «разговор с силовиками был откровенным, и я хочу поблагодарить руководство правоохранительных органов, за то, что с их стороны было встречено понимание, и они откровенно ответили на все поставленные вопросы».
В расширенном составе прошла встреча членов Общественной палаты и правозащитников с представителями дагестанских общественных организаций.
Председатель общественной палаты Дагестана Абдулмуслим Муртазалиев заявил о том, что «приезд правозащитников должен стать толчком для решения накопившихся проблем в цивилизованном русле».
Президент дагестанского информационно-аналитического центра «Ракурс» Абдурахман Юнусов поднял проблему недостатка информированности граждан о происходящих событиях в республике. «Почему власти не объясняют, что происходит: почему гремят взрывы, кто и зачем похищает людей?» - спросил Юнусов.
Заместитель министра внутренних дел Дагестана Магомед Газимагомедов призвал не валить всю вину на сотрудников милиции. «Столько мечетей построили, кто мешает молиться? - сказал замминистра. - Разве правоохранительные органы расстреливают и взрывают мирных жителей? Тех, кто готов сложить оружие, никто не собирается убивать, но те, кто открывает огонь по нашим сотрудникам, будут уничтожаться».
Представитель благотворительного фонда поддержки инвалидов и сирот Мадина Магомедова рассказала, что располагает фактами давления и выбивания показаний у подозреваемых в ваххабизме или содействию незаконным вооруженным формированиям со стороны правоохранительных органов. Николай Сванидзе попросил ее назвать конкретные имена, чтобы присутствующие на встрече представители прокуратуры, МВД и ФСБ могли принять адекватные меры.
«Я боюсь», - ответила Магомедова, отказавшись назвать имена, заявив, что в таком случае «их просто могут убить».
Чуть было не обернулась скандалом дискуссия между сопредседателем общественной организации «Матери Дагестана» Светланой Исаевой и представляющей жен сотрудников правоохранительных органов Светланой Султановой.
«За какую идею, религию их сыновья уходят в леса, и каждую неделю расстреливают наших мужей? - спросила, обращаясь к представителю «Матерей Дагестана», Светлана Султанова. - Только в прошлом году было убито 38 сотрудников милиции. А ведь мы такие же жены и матери».
Ее поддержала другая представительница организации Севиль Наврузова, заявив: «Это «Матери Дагестана», а не правоохранительные органы, отправляют детей в лес, им не нужны живые похищенные, а только мертвые, чтобы можно было потом поднять шум».
Исаева назвала подобные заявления ложью.
Итог встречи подвела президент московского отделения Хельсинкской группы Людмила Алексеева. «Я не могу сказать, что мне понравился сегодняшний «круглый стол», - подытожила российская правозащитница. - Но все равно его надо было собрать. Посмотрите: столько людей пришло. Значит нужно разговаривать, есть в этом потребность. Не только в Дагестане, но и во всей стране есть проблема - между гражданами и властью лежит пропасть. Надо достучаться и понять друг друга».
Как сказала Алексеева, «ей было больно слушать, с каким непониманием и даже ненавистью разговаривают матери, потерявшие детей и со стороны правоохранительных органов, и с другой стороны». «Главная наша просьба и надежда - что вы начнете друг с другом разговаривать», - подчеркнула президент московского отделения Хельсинкской группы.
Поздно вечером 10 марта членов Общественной палаты и правозащитников принял президент Дагестана Муху Алиев. Результаты этой встречи пока не известны.
В состав делегации, кроме Николая Сванидзе, вошли архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, президент Московского отделения Хельсинкской группы Людмила Алексеева, президент фонда «Холокост» Алла Гербер, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, первый заместитель начальника ГУ МВД РФ по ЮФО Сергей Солодовников, заместитель начальника Управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Сергей Чаплин, советник управления внутренней политики Президента РФ Евгений Шувалов.
Как сообщал "Кавказский узел", 5 февраля представители ведущих правозащитных организаций России провели в Москве пресс-конференцию. Руководитель движения "За права человека" Лев Пономарев заметил тогда, что дагестанским правозащитницам "удалось несколько человек спасти, как минимум четверых". "Сегодня мы получили сообщение, что трёх человек выпустили из милиции. Видимо, это реакция на нашу пресс-конференцию", - сказал тогда Пономарев.
10 декабря 2008 года на конференции правозащитников, посвященной 60-летию "Всеобщей декларации прав человека", Лев Пономарев предложил провести общественные слушания по Дагестану, пригласив уполномоченного по правам человека Владимира Лукина и представителей Общественной палаты.
Ранее, 9 декабря, Светлана Исаева и Лев Пономарев встречались с членом Общественной палаты Николаем Сванидзе. По словам Исаевой, Сванидзе был удивлен сведениями, предоставленными правозащитниками, и пообещал, что вскоре лично приедет в Дагестан.
По данным ПЦ "Мемориал", в 2008 году в Дагестане было похищено 12 человек. Принципиальное отличие этих случаев от предыдущих лет – это то, что никто из них не исчез бесследно, судьбу каждого из похищенных удавалось проследить. По мнению председателя ПЦ "Мемориал" Олега Орлова, попрание прав человека силовиками в Дагестане ведет к активизации боевиков.