Гидростроители Зарамагской ГЭС компания "РусГидро" затопила найденный в Северной Осетии уникальный памятникам кобанской культуры Кавказа Адайдонский некрополь. Об этом сообщил осетинский археолог Хасанбек Чшиев.
Археологи обнаружили уникальные исторические объекты, получившие название Адайдонский могильник и многослойное поселение конца каменного века эпох мезолита-неолита Цми-2 возле сел Нижний Зарамаг и Цми на территории Северной Осетии.
За последние полтора века на территории Северного Кавказа не было найдено ни одного археологического объекта, относящегося к выдающимся памятникам Кобанской культуры Кавказа, некрополи которой были разграблены в XIX - начале XX века, а найденные в них предметы прикладного искусства заняли достойное место в музеях Европы и Великобритании благодаря энергичной деятельности иностранных эмиссаров. Не лучше обстоят дела и с изучением каменного века Центрального Кавказа.
"В 2006 году мы выехали в район с. Цми, это недалеко от Зарамага, и вскоре обнаружили, что гидростроители Зарамагской ГЭС потревожили несколько гробниц. На этом месте, на берегу р. Адайдон, нами были забиты разведочные шурфы, показавшие, что мы имеем дело с уникальным археологическим объектом эпохи бронзы", - рассказывает осетинский археолог Хасанбек Чшиев.
Чшиев поведал, что в 2006 г. археологами в ходе разведочных работ было раскопано 4 гробницы. В 2007 году - уже по договору с гидростроителями - было раскопано на этом могильнике более 50 каменных гробниц-склепов. Причем ситуация в 2007 году кардинально изменилась, так как в 2006 году археологи думали, что имеют дело с однослойным могильником, где погребения располагаются одним ярусом, однако в 2007 году при полномасштабных раскопках мы увидели, что столкнулись с совершенно неизвестной ситуацией.
То есть оказалось, что могильник "идет" вверх по склону четырьмя ярусами. Каждый ярус оказывается другого времени.
"То есть время, когда первые древнейшие жители поселились там, в Зарамагской котловине, и стали хоронить, относится к 22 веку до нашей эры, а самые последние - к скифскому времени. Т.о., Адайдонский некрополь существовал и функционировал в течение более 1500 лет. Это единственный из известных сегодня науке не разграбленных некрополей подобного типа эпохи бронзы-раннего железа не только в Северной Осетии, но и на всем Юге России", - говорит археолог.
Там, по словам Чшиева, был найден уникальный материал - большое количество бронзовых предметов, серебряные вещи (копья, зооморфные привески) периода раннего этапа кобанской культуры 14-13 веков до нашей эры.
"Эти вещи не просто интересные - уникальные, так как эти материалы, в определенной степени, закрывают лакуну в исследовании древнекавказских раритетов, так как этот период - 22-14 века, - очень слабо изучен на Центральном Кавказе", - рассказывает археолог.
По утверждению Чшиева, это не просто древнее кладбище, это - древний некрополь, "со своими улицами, со своими переулками, причем каждый ярус был вымощен плоскими черными плитами". То есть в определенном смысле территория могильника представляла собой древний "Город мертвых".
"Улицы этого города были замощены. Там периодически осуществлялись религиозные обряды. Фактически это - эталонный памятник по кобанской культуре, да и вообще по древнекавказской культуре в целом. Этот уникальный Город мертвых площадью около гектара, можно было бы показывать туристам. К сожалению, всё это теперь затоплено", - сетует ученый.
В целом, стратиграфия Адайдонского некрополя позволяет проследить последовательное непрерывное развитие кавказской цивилизации от эпохи средней бронзы до скифского и сарматского времени включительно.
Антропоморфная и зооморфная пластика, литые и покрытые высокохудожественной гравировкой бронзовые топоры, кинжалы, копья, навершия булав вождей, штандарты и инсигнии жрецов, золотые и серебряные украшения, прямые импорты из сопредельных стран древности свидетельствуют об активных связях адайдонских кобанцев с древними обитателями Юга России и раннеклассовыми государствами Передней Азии и Ближнего Востока, рассказал археолог.
В ходе исследований выяснилось, что площадь могильника на треть больше первоначально заявленной. Но на дополнительные раскопки строители средств уже не выделили.
"На выделенные гидростроителями средства наша экспедиция должна была отработать 5300 кв. метров площади могильника. В техническом задании некрополь был обозначен как однослойный. В реальности мы столкнулись с большим многоуровневым Городом мертвых. И хотя в ходе раскопок мы превысили плановые задания на несколько сотен кв. метров, тем не менее под водой осталась треть могильника - более 2,5 тыс. кв. метров", сказал археолог Хасанбек Чшиев.
Руководство компании "РусГидро" обещало археологам начать затопление котлована летом 2009 года, однако задвижку гидростроители опустили уже 14 января, и котлован постепенно заполнился водой, угрожая объектам культурного наследия. Осетинские археологи тут же обратились к общественности с требованием прекратить эти работы, поскольку они грозят незавершенным раскопкам.
Для продолжения раскопок необходимы были деньги и время, уточняют археологи. Войти в 2008 году в расходы федерального бюджета 2008 года оказалось невозможным. В 2009, как оказалось, такой возможности не было вовсе.
Спустя месяц после начала затопления строители признались, что сливной тоннель, проработавший более 20 лет, находился в аварийном состоянии и наверняка не выдержал бы ещё одного паводка. Дабы избежать катастрофы, строители перекрыли его, поставив на ремонт до апреля. Они оказались перед альтернативой: памятники археологии или безопасность жителей Алагирского ущелья. Однако при наполнении водохранилища были затопленные уникальные историко-археологические объекты, покрытые сегодня многометровой толщей воды.
"Длительное присутствие воды в котловине приведет к обрушению обнаженной строительной техникой многоэтажной каменной конструкции некрополя, деформации и утрате и костного и вещевого инвентаря из гробниц, - подчеркнул археолог Хасанбек Чшиев. - Также будет уничтожено и святилище древних кобанцев, расположенное на окраине некрополя. Все это закончится полной утратой уникальных культурных и научных ценностей".
Не мене печальна и судьба утопленного поселения каменного века.
Гидростроители говорили, что они торопятся из-за того, что хотят дать ток потребителям. В частности - Южной Осетии. Но по их же расчётам, для потребителей ГЭС выдаст ток только в 2012 году. Следует сказать, что водохранилище уничтожает не только памятники культуры, но и создает угрозу населению Южной Осетии, так как размывает неукрепленную Транскавказскую автомагистраль - единственную существующую сейчас автостраду, связывающую недавно провозглашенную независимую республику с остальным миром.
Археологи убеждены, что, учитывая технические вопросы - монтаж недавно доставленного на площадку станции рабочего колеса турбины Головной ГЭС, доводка и проверка оборудования и т.д., технологически машинный зал ГЭС будет готов к работе не раньше июля месяца. А если учесть ещё тот фактор, что всё гладко у нас бывает только на бумаге, можно смело предположить, что реально Зарамагская ГЭС сможет войти в пробную эксплуатацию где-то в августе-сентябре.
Практически, по мнению археологов, это означает, что если сейчас руководство "РусГидро" спустит воду в котловине, то археологи будут иметь достаточно времени на раскопки.
Сейчас археологи просят руководство компании "РусГидро" проявить добрую волю и, после ремонта тоннеля, спустить воду в зарамагской котловине, дав возможность осетинским ученым извлечь из земли бесценные реликвии. Пока ответ на просьбу из корпорации и властных структур РСО-А не поступил.
Ранее управляющий директор ОАО «Зарамагские ГЭС» Виталий Тотров заявлял, что прхеологи, проводившие раскопки в районе строительства Зарамагских ГЭС, подписали документ о заполнении ложа водохранилища. Бумаг о необходимости дополнительных археологических раскопок никто не предъявлял.
Виктор Буйвидас для "Кавказского узла"