Термин "аш-Шура" происходит от арабского глагола "шара" (первоначальное значение - "извлекать мед из сот") и переводится как "совет, проводимый между людьми с целью определения более правильного пути".
В узком смысле аш-Шура, по определению доктора Джафара Шейха Идриса, профессора Института исламских наук (Вашингтон), - это процедура принятия решений путем консультаций среди лиц, заинтересованных в обсуждаемом вопросе, или же среди всех тех, кто хочет помочь им в этом.
В более широком смысле аш-Шура (т.е. совет мусульман) представляет собой институт исламского самоуправления на все случаи жизни. Вопрос, по которому проводится аш-Шура, может касаться одного человека, группы лиц или целого общества. В первом случае можно говорить об индивидуальной, во второй — о групповой, а в третьем — об общественной шуре. В Коране приверженность подобному способу принятия решений оговариватся как одно из качеств, присущих богобоязненным верующим ("То, что дарует Аллах [в будущей жизни] лучше и долговечнее, для тех, которые ... вершат свои дела по взаимному совету..." - Коран, 42:38).
В общественно-политическом смысле аш-Шура - это принцип совещательности, лежащий, согласно исламским государственно-правовым концепциям суннитского толка, в основе организации и функционирования исламского государства. Главная роль в осуществлении этого принципа принадлежит религиозным деятелям.
Впервые как реально существующий орган аш-Шура был создан в 7 веке н.э. по предсмертной воле халифа Умара из шести соратников пророка Мухаммада. Именно аш-Шура избрала третьего халифа Усмана в 644 г.
Египетский богослов и общественный деятель XIX века Мухаммад Абдо считал, что "в основе справедливой власти лежат три начала – свобода, исламский принцип совещательности и правовой закон". Основой существующей власти выступает принцип "аш-Шура" (совет, консультация), который Абдо считал синонимом демократизма в вершении государственных дел и антиподом деспотизму. При этом он обращал внимание на то, что шариат не предусмотрел какой-либо определенной формы практической реализации этого института: "Консультация – закрепленная шариатом обязанность, однако претворение ее в жизнь не сводится к одному определенному способу. Наоборот, на выбор такого способа распространяется основополагающий правовой принцип дозволения и разрешения". "Аш-Шура", по трактовке Абдо, предполагает наличие специального представительного органа, дающего советы правителю, ограничивающего его всевластие и гарантирующего от принятия ошибочных или субъективных решений.
В наши дни в ряде арабских стран (Катар, ОАЭ, Оман) при главе государства имеется совещательный орган, носящий название "аш-Шура". В Катаре Консультативный совет назначается эмиром, в его функции входят советы главе государства, который может принимать законы только после консультации с данным органом (ст. 17,40,41 Конституции Катара).
Устойчивое словосочетание "Маджлис уль-Шура" ("маджлис" - дословно "сидение", "встреча"), нередко используемое в названиях различных органов и институтов исламских стран, а также групп и организаций мусульман, означает "собрание совета" (например: "Высший военный Маджлис уль-Шура объединенных сил моджахедов Кавказа" (организация признана в России террористической, ее деятельность запрещена судом - прим. "Кавказского узла")).