23:53 / 28.03.2009Грузины

Самоназвание - картвели. Народ на Кавказе, основное население Грузии. Численность в Грузии - 3787 тысяч человек, в Российской Федерации - 130,7 тысячи человек (1992). Значительные диаспоры - в Турции и в Иране. Общая численность 4,14 млн. человек. Относятся к южной ветви европеоидной расы, разделяются на ряд вариантов: кавкасионский, переднеазиатский и др. Грузинский язык входит в картвельскую семью. На территории Грузии представлен 17 диалектами, соответствующими субэтническим группам грузин: в Западной Грузии - аджарцы, гурийцы, имеретины, лечхумцы, рачинцы; в Восточной Грузии - картлийцы, кахетинцы, мохевцы, мтиулы, пшавы, тушины, хевсуры; в Южной Грузии - джавахи, месхи; за пределами Грузии - ингилойцы (в Азербайджане), в Иране - ферейданцы (потомки грузин, переселенных в Иран в начале 17 в. шахом Аббасом), имер-хевцы (в Турции). В картвельскую семью языков входят также мегрельский и сванский (субэтнические группы грузин мегрелы и сваны расселены в Западной Грузии), лазский (лазы, живут в основном в Турции). В Грузии распространен также русский язык. Письменность возможно, восходит к разновидности древнего восточно-арамейского письма. Древнейшие письменные памятники относятся к 5 в. н. э. Верующие грузины - православные, часть - мусульмане-сунниты.

Грузины - древний народ Закавказья. В древне-восточных и античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, геннохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трех крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце 2-го - начале 1-го тыс. до н. э. на этой территории возникли значительные племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые раннеклассовые государства: в 6 в. до н. э. в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство, в 4 в. до н. э. в Восточной Грузии - Картлийское царство (в античных источниках - Иберия). Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура. Важным историческим этапом в этом процессе было принятие грузинами христианства: в 4 в. в Картлийском царстве, в 6 в. в Западной Грузии, где к этому времени образовалось Лазское (Эгрпсское) царство. Другим важнейшим фактором процесса консолидации Грузии стало создание грузинской письменности. Древнейший из сохранившихся литературных памятников относится к 5 в. Образование на рубеже 10-11 вв. централизованного государства, достигшего апогея своего развития в 12-начале 13 вв., в основном завершило процесс формирования грузинского этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью, Востоком. Длительный период децентрализации, наступивший после монголо-татарского нашествия в 13 в., привел к ослаблению и распаду единого государства на отдельные феодальные царства и княжества, замедлению процессов социально-экономического, культурного и этнического развития. В 16-17 вв. это состояние усугубилось в результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана. Земли на юго-западе Грузии - Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети - в 16-17 вв. были захвачены Турцией. Под влиянием завоевателей местное грузинское население приняло ислам.

В состоянии политического и социально-экономического застоя Грузия оставалась почти до конца 18 в., когда создались благоприятные условия для более тесного сближения с Россией. В 1783 г. Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили "Дружественный договор" (Георгиевский трактат), сыгравший большую роль в процессе дальнейшего сближения этих стран. В 1801 г. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (к 1811г. -Западная Грузия). До конца 70-х гг. 19 в. в результате русско-турецких войн с Грузией воссоединились некоторые ее исторические области - Месхет-Джавахети и Аджария. В 1921 г. была образована Грузинская ССР (с 1991 г. - независимое государство Грузия).

В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овес, рожь, рис, чечевицу; в Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза), кукуруза. С начала 20 в., особенно в советское время, в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр; большое хозяйственное значение приобрела культура чая. Традиционные занятия грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав. Значительного развития достигли домашняя промышленность и ремесла: ткачество (изготовление тканей из шерсти, хлопка, шелка, льна), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство, ковроткачество, художественная набойка тканей, изготовление войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов). Для каждой природной зоны Грузии были характерны определенные типы пахотных орудий: для равнины большой плуг с упряжкой в 8-10 пар волов и буйволов, для предгорий - облегченный плуг орхела, для гор - легкое пахотное орудие типа сохи.

Традиционные поселения Грузии разнообразны. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии - в основном скученные, реже - разбросанные или вытянутые вдоль дорог, довольно крупные по размерам; в горах - небольшие, скученные, располагавшиеся уступами по склонам гор. В Западной Грузии селения имели свободную планировку и тянулись обычно на много километров. Традиционные типы усадеб различались в отдельных зонах Грузии. В горах все жилые и хозяйственные помещения составляли компактный комплекс и располагались в вертикальном плане. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии часть хозяйственных помещений, например марани (винохранилище), размещалась рядом с домом, часть - отдельно и даже вне села. В Западной Грузии усадьбы были большие, и в них свободно располагались жилые и хозяйственные строения. По зонам прослеживались значительные различия и в типах жилищ. В горах это были каменные дома-крепости (цихе сахли) с оборонительными башнями, каменные жилища в 2-4 этажа (чардахиани сахли, калоиани сахли, кор); одноэтажные каменные дома (квиткири) с плоской земляной крышей. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии были распространены дарбази - каменное жилище со ступенчато-венцеобразным перекрытием (гвиргвини), имевшим светодымовое отверстие (ардо). В центре дарбази находился очаг, по обе стороны которого - два деревянных орнаментированных резьбой опорных столба (деда-бодзи). Строились также каменные полуподземные жилища с плоской земляной крышей (мицурис с сахли). В Западной Грузии возводили 1- и 2-этажные деревянные дома (саджалабо сахли, ода сахли, джаргвали, пацха) с двух- и четырехскатной крышей из дранки, осоки, соломы, без окон, с двумя дверьми, устроенными друг против друга. Со второй половины 19 в. в Грузии начали появляться дома нового типа: двухэтажные, каменные, с окнами, деревянными полами, в несколько комнат, с каминами вместо открытых очагов. Этот тип жилища, более усовершенствованный, распространен в современной Грузии. В западной части республики сохраняются традиции деревянного зодчества. Важнейшей частью традиционного грузинского жилища был открытый очаг кера, игравший важную роль в культе предков, олицетворявший единство семьи; у очага выполнялись некоторые ритуалы во время свадьбы, примирения кровников. Были распространены также пристенный камин (бухари), специальные печи для выпечки хлеба - тонэ, пурнэ, гумели.

Традиционная одежда грузин разных зон однотипна. Мужской костюм включал рубаху (перанги), штаны (нипхави, шарвали), верхнюю одежду-чоха (подобие черкески) и короткий ахалухи (тип бешмета), надевавшийся под чоху, пояс (шерстяной, шелковый, кожаный). Зимой носили тулуп (ткави). бурку (набади). Головным убором служили войлочные шапки (набдис куди), меховые папахи, меховые башлыки (кабалахи); у имеретин был известен оригинальный головной убор папанаки. На ноги надевали вязаные носки (циндеби), вязаные или кожаные ноговицы (пачичеби), аламани - самодельную обувь из сыромятной кожи в виде лаптей, в горах носили вязаные сапоги (читеби); социальная верхушка - кожаные сапожки на каблуке. Женский костюм состоял из рубахи (перанги), длинных штанов (шеидиши), длинного платья (картули каба - "грузинское платье") с нагрудной вставкой (гулиспири), платье подпоясывали длинным матерчатым поясом (сарткели), концы которого спускались почти до подола. Поверх платья состоятельные грузинки надевали катиби - распашную бархатную одежду на меху. Головной убор состоял из вуали (лечаки), картонного ободка, обшитого бархатом (чихта), тонкого валика, обшитого шелком, и головной повязки (тавсакрави) обычно из бархата. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок (багдади). На ногах носили башмаки на каблуках без задников (коши), мягкую обувь из сафьяна без каблуков (типа тапочек-плости), сафьяновые полусапожки (цуга), каламани.

В одежде грузин отдельных историко-культурных областей имелись различия. В Западной Грузии женщины не носили катиби, иным был головной убор. Покроем, цветовой гаммой, способами украшения (тесьма, аппликация, вышивка шерстью и бисером) отличался костюм хевсуров, представлявший яркую гамму красного, оранжевого, синего, голубого, желтого цветов. Костюм грузин был темных, в основном черных, тонов, для женской одежды было характерно обилие серебряных украшений в виде цепочек. В настоящее время из элементов традиционного костюма сохраняются войлочные головные уборы, а в профессиональной одежде чабанов и пастухов - бурки и каламани; сохраняет значение и традиционная цветовая гамма.

Основу традиционной пищи составляли молочные и растительные продукты, хлеб. Это сыр (сулугуни, имеретинский, тушинский) домашнего приготовления из овечьего, коровьего молока, мацони (род кислого молока), масло, творог, сливки, разнообразные овощи и фрукты (зимой сушеные), фасоль, бобы, зелень, в т. ч. дикорастущая.

Хлеб - пресный и на закваске (лаваш, пури, шоти) - выпекали из пшеничной (в равнинно-предгорной Восточной Грузии), ячменной, ржаной, овсяной (в горных селах) муки. В Западной Грузии из кукурузной муки готовили пресный хлеб мчади. Важное место в питании местного населения здесь занимало гоми - блюдо в виде круто сваренной каши из просяной или кукурузной муки без соли и масла. Гоми в значительной мере заменяло хлеб; ели его всегда горячим. Из зерна и муки делали каши, похлебки. Мясные блюда из баранины, говядины, курицы, индейки были в основном праздничными. В Восточной Грузии это шашлык, хинкали, бозбаш, чихиртма, плов; в Западной - также сациви - кушанье из индейки или курицы в ореховом соусе. Основным алкогольным напитком было виноградное вино, в горах - водка (арака), в горах Восточной Грузии также ячменное пиво, игравшее большую роль в ритуальной жизни.

Устойчивы традиции застольного этикета.

В Грузии основной формой семьи была малая семья. Большие семьи (диди оджахи, эртсахли дзмеби) постепенно, особенно во второй половине 19 в., исчезали. Семейные отношения характеризовались строгой патриархальностью и регламентировались целой системой запретов (избеганий). Супругам запрещалось называть друг друга по имени, произносить имена свекра и свекрови, тестя и тещи, жене - разговаривать со старшими родственниками мужа. В брачных нормах грузины придерживались строгой экзогамии, запрещались браки между кровными родственниками до 7-8-го колена, между однофамильцами, жителями одного квартала, одного теми (общества), между лицами, вступившими в искусственное родство (побратимами, воспитанниками по обычаю аталычества). Были распространены две формы брака: по взаимному согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога (в некоторых горных районах - выкупа) и брак похищением. Грузинский свадебный цикл включал сватовство (мачанклоба), смотрины невесты, обручение (нишноба) и собственно свадьбу (корцили). Обряд обручения считался основным в свадьбе. Свадьба продолжалась несколько дней и отличалась многолюдьем. Еще более многолюдны (особенно в Западной .Грузии) были похороны, требовавшие еще больших материальных затрат на устройство в течение года нескольких богатых поминальных трапез. В традиционном общественном быту грузин стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, аталычества (в Западной Грузии), побратимства и посестримства. Красочными обрядами и весельем насыщен праздничный быт грузин. Отмечали Новый год (1 января), рождество (25 декабря), весной-пасху. В феврале-марте веселый праздник кееноба-берикаоба с ряжеными, осенью Мцхетоба, Алавердоба и др. Некоторые народные праздники сохраняются до сих пор - например, по окончании сбора винограда осенью отмечается праздник ртвели.

Сохраняется традиционный фольклор: исторические предания, баллады, сказки, пословицы, песни-трудовые, обрядовые, героические, лирические, застольные, песни-плачи, народные танцы (лекури, хоруми, гандаган и др.).

 

Литература:
  • Грузинские народные предания и легенды. — М., 1973.
  • Шамиладзе В. М. Хозяйтвенно-культурные и социально-экономические проблемы скотоводства Грузии. — Тб., 1979.
  • Бардавелидзе В. В. Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен. — Тб., 1957.
  • Волков Н. Г., Джавахишвили Г. Н. Бытовая культура Грузии XIX-XX веков: традиции и инновации. — М., 1982.

    Источники:
  • Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.
Автор:Кавказский Узел