23:54 / 28.03.2009Верования лакцев

Лакцы - мусульмане-сунниты шафиитского толка. До ислама к ним, видимо, проникало христианство из соседней Кавказской Албании и Грузии (4-5 вв.). Лакцы одними из первых в Дагестане приняли ислам (8-9 вв.) и были активными его проводниками среди других народов. Аул Кумух был одним из центров мусульманской учености, здесь жил шейх Джамалуддин - муршид трех имамов Дагестана: Гази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля. Лакцы, хотя и не вошли в состав имамата, активно помогали Шамилю в его борьбе.

Суфизм (накшбандийская ветвь) сыграл большую роль в том, что религиозные традиции не были растеряны при советской власти. В то же время многие рядовые верующие отошли от исполнения основных религиозных обязанностей. Исламские традиции, в т. ч. и мусульманская ученость, сохранили суфийские шейхи и их мюриды. Сегодня наблюдается возрождение религиозной жизни; служителями культа ведется активная проповедническая деятельность. Однако все еще мало мечетей, а те, что имеются, слабо посещаются верующими. Даже в знаменитом Кумухе порой не собирается того количества верующих (40 чел.), которое необходимо по канонам шафиитского толка, чтобы пятничная молитва считалась действительной. Ситуация может измениться, если в аулы придут молодые муллы, обучающиеся сегодня в исламских вузах и медресе Дагестана, России, зарубежных стран. С 1992 действует религиозное общество "Нурданул чирах" ("Светоч веры"). У лакцев имеется свое Духовное управление.

Сохраняются некоторые элементы домонотеистических верований, характерные в целом для народов Нагорного Дагестана (аварцев, даргинцев и др.). Известен персонаж типа албасты. Последние годы среди лакцев активно пропагандируются ваххабитские идеи.

Источник: Религии народов современной России: словарь. ? М., 1999. ? см. ст. А. А. Ярлыкапова.



Источники:
  • Религии народов современной России: словарь. — М., 1999. — см. ст. А. А. Ярлыкапова.

  • Автор:Кавказский Узел