Лезгины (257,3 тысяч человек ? 1989), а также родственные им агулы (17,7 тысяч человек), рутульцы (19,5 тысяч человек), табасаранцы (93,6 тысяч человек) и цахуры (6,5 тысяч человек) являются мусульманами-суннитами шафиитского толка. Лезгины села Мискинджа ? шииты-имамиты. До ислама среди лезгин, входивших в состав Кавказской Албании, в 4-5 вв. распространялось христианство. Арабы в 7-8 вв. принесли в этот регион ислам, который утвердился к 10-11 вв. Столь ранняя исламизация способствовала глубокому укоренению новой религии в жизни лезгин. Идеи мюридизма здесь не нашли широкого отклика.
В советский период, несмотря на закрытие большинства мечетей (до этого кроме джума-мечетей действовали и квартальные), верующие продолжали собираться для молитв в частных домах, исполнять другие религиозные обязанности. Сохранялись, хотя и в небольшом количестве, муллы и алимы. С начала 1990-х гг. строятся новые мечети и школы-мектебы, растет число людей, получивших исламское образование. В соответствии со сложившимися традициями празднуются окончание поста ? рамадан, праздник Жертвоприношения ? Курбан-байрам и мавлид. В круг исламских праздников включен Навруз ? весенний Новый год. В религиозной практике заметную роль играет почитание святых мест ? пир (в основном это могилы мусульманских святых): шесты и деревья близ них обычно увешаны лоскутками жертвенной ткани. Широко известно святое место ? гора Шалубуздаг.
До недавнего времени сохранялись древние верования и обряды, связанные с сельскохозяйственной деятельностью: праздник первой борозды, вызывание дождя (пешапай) и т. п. Постепенно они выходят из активного употребления. Характерные черты местных демонологических персонажей перешли на принесенных исламом джиннов. Вера в возможность вредительства со стороны джиннов поддерживает потребность в амулетах, выписанных муллами. Похоронно-поминальная обрядность полностью исламизирована.