23:55 / 28.03.2009Табасараны (табасаранцы)

Самоназвание - табасаран. Народ, живущий в юго-восточной части Дагестана (Хивский и Табасаранский районы). Общая численность 98 тысяч человек, в том числе в Российской Федерации 93,6 тысячи человек (1992), в Дагестане - 78,2 тысячи человек. Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы с примесью каспийского антропологического типа. Говорят на табасаранском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты: северный и южный. Литературный язык на основе южного диалекта, письменность на русской графической основе. Распространены также азербайджанский (Табасаранский район) и лезгинский (Хивский район) языки. Верующие табасараны - мусульмане-сунниты.

Табасараны -коренное население Дагестана. Они упоминаются в "Армянской географии" 7 в. под именем "таваспаров". До начала 19 в. на территории Табасарана существовало 2 феодальных владения во главе с кадиями (на севере страны) и майсумами (на юге). В первой половине 19 в. Табасаран был присоединен к России.

Основные занятия - земледелие (в некоторых местах и садоводство) и скотоводство. Важная традиционная отрасль хозяйства - производство ковров, развита также резьба по дереву и камню.

Большинство селений древнего происхождения, делились на кварталы, которые состояли из нескольких тухумов (группа родственных объединений). В 19 в. принцип территориально-родственного расселения уже не был господствующим. Для горных поселений характерно расположение на естественно укрепленных местах, непригодных для земледелия. Селения, в зависимости от рельефа, имели ступенчатую, скученную или более свободную, горизонтальную планировку. Каменные дома, чаще двухэтажные, с жилыми комнатами на втором этаже, большими лоджиями или с галереей на аркаде, или навесными балконами, объединялись с хозяйственными помещениями в один комплекс. Сараи для сена сооружались отдельно. Дома из тесаного камня украшены каменными резными деталями. В конструкции много дерева- широкие оконные и дверные коробки, отделанные орнаментальной резьбой (рисунок "плетенка").

Мужской костюм - общедагестанского типа: нательная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, папаха, овчинная шуба, низкая кожаная обувь - дирнхи (типа постолов) с суконными ноговицами, вязаными носками, мягкие кожаные сапоги. Женский - туникообразное платье, шаровары, головной убор - чухта и платки, металлический пояс, нагрудное украшение из монет. Обувь - кожаные чувяки и шерстяные носки.

Традиционная пища табасаранцев - растительная и мясо-молочная. Основное блюдо - хинкал - род галушек, которые едят с мясом, маслом, кислым молоком, чесноком и толчеными орехами. Готовят пироги с начинкой из дикорастущих трав, творога, яиц. Мясо едят в вареном и жареном виде. Готовят голубцы, пельмени, плов. Молочные продукты: свежее и кислое молоко, творог, сметана, масло. Хлеб (лепешки) чаще пресный, реже на закваске. Основной напиток - айран.

Общественная жизнь табасаранцев регулировалась феодально-патриархальными институтами. Семейные обряды во многом близки обрядам других народов Дагестана. Широко распространены обычаи гостеприимства и уважения старших. Свадьбе предшествовали сватовство и сговор (существовал и обычай обручения малолетних), в ней принимали участие родственники и односельчане, сопровождалась танцами, песнями и скачками.

Литература:
  • Ихилов М. М. Народности лезгинской группы. Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. - Махачкала, 1967.

Источники:

  • Народы мира. Историко-этнографический справочник. - М., 1988.
Автор:Кавказский Узел
17.11.2020 в 07:05Imya Familia
Данные по численности устаревшие. Табасаран в странах бывшего СССР около 200 тысяч.                                                                                                                 Один из  создателей интернета в России является табасаранец Джан Хан-Магомедов. 
17.02.2020 в 08:28Табасаранец
Подведены итоги конкурса по созданию табасаранского флага

 

 

Национальный флаг является одним из самых важных символов страны, предметом гордости, святыней. Он олицетворяет национальную идентичность (национальное самосознание) и независимость, служит символом объединения народа, несет важную информацию об истории, культуре страны. Помимо государственных флагов, являющихся официальными символами страны, бывают флаги общественных движений, политических партий, религиозных групп. В последние десятилетия наметилась тенденция к созданию этнических флагов.

 

В Дагестане свои флаги есть у агулов, цахуров, аварцев, ногайцев, дидойцев. Неутвержденные флаги имеются у кумыков, лезгинов и лакцев. Учитывая объединяющую роль флага и ее важность для этнического сознания народа, в социальной сети Фейсбук администратором группы «Табасаранар» Гюль-Магомедом Расуловым 6 сентября 2017 года был объявлен конкурс на создание национального флага табасаранского народа. Мы писали об этом в газете №37 от 15 сентября 2017 года («Конкурс на создание табасаранского флага»)

Всего на конкурс было представлено более 25 эскизов будущего флага. В их обсуждении приняли участие около 400 пользователей сети Фейсбук, в том числе наши земляки, проживающие за пределами Дагестана. На эту дискуссию по поводу будущего флага были приглашены также доктор исторических наук, профессор Руслан Сефербеков, историк-археолог Муртузали Гаджиев, директор Центра этнической культуры Шахнабат Агамагомедова, которые консультировали авторов эскизов, давали им ценные советы.На второй этап голосования были вынесены два флага, набравшие наибольшее количество голосов.

После двухгодичного обсуждения по результатам голосования победителем был признан эскиз флага, предложенный группой авторов – модераторами «Табасаранского народного сайта», а также модераторами группы «Табасаранар» в Фейсбуке Гюльмагомедом Расуловым и Мазаном Рашидовым…

Он был представлен участникам сообщества «Табасараны»1 декабря 2019 года, и этот день организаторы конкурса назвали днем табасаранского национального флага.

Флаг представляет собойпрямоугольное полотнище, исполненное в трех цветовых гаммах – красном, зеленом и золотистом (желтом). Две красные крепостные стены разделены зеленой полосой с тремя золотистыми звездами, расположенными вертикально друг под другом на равном расстоянии.

Красные крепостные стены символизируют крепость духа героических защитников Табасарана, кровь, пролитую в борьбе с завоевателями. Зубцы крепостных стен на флаге – по 12 с каждой стороны – символизируют 24 общества* средневекового Табасарана, а сама крепостная стена – их единство.

Зёлёный цвет – цвет ислама, религии, которую исповедуют табасараны. Три желтые (золотые) звёзды на зеленом фоне – это три исторические части некогда единого Табасарана, до его развала в конце XVI века в результате междусобной войны в «майсумском доме»: Майсумство (Майсумдин уьлке), Кадийство (Кьадийин уьлке) и Вольный Табасаран.

Желтый (золотистый) цвет звёзд на флаге и обвод крепостных стен – символ плодородия (изобилия, достатка) табасаранской земли.

(В полноцветном варианте флаг можно увидеть на сайте газеты «Зори Табасарана» в рубрике «Газета», а также на официальных аккаунтах газеты в социальных сетях Фейсбук, Одноклассники, ВКонтакте, Инстаграм, Телеграм и Дзен-Яндекс).

Необходимо отметить, что попытки выбора табасаранского флага предпринимались и ранее. Так, представители Агуло-Табасаранского Содружества «Архавал» в 2014 году провели двухгодичный конкурс в социальной сети ВКонтакте, по итогам которого 7 декабря 2014 года эскиз, набравший наибольшее количество голосов, был принят ими как флаг Табасарана от АТС «Архавал». Этот флаг также принимал участие в голосовании, которое было организовано в 2017-2019 году в группе «Табасаранар», но не прошел во второй этап.

Таким образом, уважаемые читатели, группа энтузиастов разработала и представила флаг табасаранского народа. Но чтоб он стал действительно народным, необходимо, чтобы флаг прошел всенародное обсуждение, был принят народом, а не навязан ему. Исходя из этих соображений, инициаторы проведения конкурса по выбору табасаранского флага приняли решение проинформировать о результатах конкурса через страницы газеты «Зори Табасарана» всех читателей издания, проживающих в Табасаранском, Хивском, Дербентском районах, г. Дербент, Дагестанские Огни, Махачкала, Каспийск, где компактно проживают наши земляки, а также наших земляков за пределами республики.

Ждем ваших конструктивных предложений, замечаний и оценок.

 

*Примечание: 24 общества Табасарана упоминает арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати (1080–1169/70), посетивший Дагестан и Дербент во второй четверти XII в. В своем сочинении он отметил деление Табасарана (через земли которого проходила Горная стена) на 24 рустака, «в каждом из которых находится сарханг подобно амиру». Из книги Шихсаидова А.Р. «Дагестанские святыни. Книга вторая», Махачкала: ИД «Эпоха» С.7.

17.02.2020 в 08:29Табасаранец
флаг отлич — Postimage.org
17.02.2020 в 08:30Табасаранец
[url=https://postimg.cc/bG39h52v][img]https://i.postimg.cc/wvdfh8qD/image.png[/img][/url]