00:07 / 29.03.2009Исламские общественно-политические объединения в России

Демократизация различных сторон общественной жизни в стране, начатая "перестройкой", рост национального самосознания народов и связанный с этим процесс религиозного возрождения в регионах традиционного распространения ислама привели к появлению различных мусульманских общественно-политических партий и движений. Наиболее рельефно на региональном уровне проявили себя партия "Иттифак" (Татарстан) и Исламская демократическая партия (Дагестан). На федеральном уровне довольно громко заявили о себе Исламская партия возрождения (ИПВ) (создана в июне 1990 г. в Астрахани), общероссийское общественно-политическое движение мусульман "Союз мусульман России" (учреждено в мае 1995 г. в Москве), "Hyp" ("Свет") (учреждено в мае 1995 г. в Москве), "Мусульмане России" (учреждено в апреле 1996 г. в Саратове). ИПВ, давшая жизнь группе партий подобного рода в бывших республиках Советского Союза, в России не обрела солидной социальной базы. Одна из главных причин этого состоит в том, что провозглашенная рядом лидеров этой партии цель создания исламского государства с использованием иранского опыта не нашла поддержки у широких кругов мусульманского населения. Участие Партии исламского возрождения Таджикистана, вышедшей из недр ИПВ, в вооруженной кровопролитной борьбе за власть в своей стране способствовало дальнейшему снижению доверия мусульман России к этой партии, и она, по мнению многих российских наблюдателей, "тихо и незаметно скончалась".

Участники названных общероссийских мусульманских движений решительно отказываются от радикальных позиций, которые занимали лидеры ИПВ и ее отделений в регионах. Главные цели движений, как они сформулированы в их программных документах, состоят в сплочении мусульман России и представителей др. национальных меньшинств для всемерного содействия выходу страны из кризиса, возрождению ее как великой державы, созданию необходимых условий воспроизводства национальной жизни народов мусульманской культуры и др. национальных меньшинств во всем ее богатстве, сохранения и развития их национальных культур, языков и традиций. Все три движения выступают за исторически сложившееся государственное единство Российской Федерации, за развитие ее как светского, правового государства, где должны быть обеспечены равные права всем народам, равенство всех религий и религиозных объединений перед законом, за мирное урегулирование межэтнических конфликтов, проблем, возникающих между центром и субъектами Федерации, конфликтных ситуаций между субъектами Федерации.

Поддерживая курс на социально ориентированную многоукладную экономику, базирующуюся на равноправном функционировании всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной, кооперативной), участники движений высказываются за существенную коррекцию правительственной политики экономических реформ в пользу большинства населения, чтобы реформы вели к подъему производства и материальному благосостоянию каждой семьи, а не к развалу производственного и научно-технического потенциала.

В программных документах движений нашли отражение такие общие задачи, как: а) изучение, выражение и последовательное отстаивание политических, духовных, экономических и социальных интересов мусульман России; б) борьба за достижение пропорционального представительства народов мусульманской культуры в органах государственной власти всех уровней, в органах местного самоуправления, а также в средствах массовой информации; в) защита сложившегося национально-государственного устройства, закрепленного в Федеративном договоре и Конституции Российской Федерации, решительное отклонение планов "губернизации" страны, а также предложений, направленных на превращение России в правосл. державу: г) борьба за провозглашение праздничными днями дней главнейших мусульманских праздников в субъектах Российской Федерации со значительным мусульманским населением. Движения высказываются за развитие интеграционных процессов в рамках СНГ, за расширение взаимовыгодного сотрудничества России со странами Азии и Африки, в особенности с мусульманскими государствами.

Все три движения решительно высказываются за добрые межконфессиональные отношения, за деловое сотрудничество последователей ислама, христианства, иудаизма и буддизма в самых различных сферах общественной жизни и на деле демонстрируют такое сотрудничество, особенно в миротворческой и гуманитарной сферах.

В отличие от ИПВ, лидеры которой с некоторыми оговорками противопоставляли себя как духовным управлениям мусульман, так и руководителям мечетей, действующим на законном основании, названные движения идут на широкое взаимодействие с "официальным" духовенством и исламскими институтами, лояльно относящимися к государству. Поэтому неудивителен быстрый рост числа их сторонников. Еще большей популярности этих движений способствовала их принципиальная позиция по вопросам мирного урегулирования чеченского конфликта.

Опыт функционирования перечисленных движений свидетельствует о том, что мусульманская общественность в массе своей настроена центристски, радикализм ее пугает. Попытки увести эти движения на путь тесного взаимодействия с Либерально-демократической партией России не увенчались успехом. Бывшие в числе учредителей "Нура" и "Союза мусульман России" политики, близкие к ЛДПР, демократическим путем были отстранены от руководства соответствующими движениями.

Принимая во внимание общность социальной базы, основных целей и задач перечисленных общественных мусульманских движений, можно прогнозировать три вероятных сценария их развития. П е р в ы й. Сближение и слияние их в одно умеренно-центристское движение с превращением в перспективе в политическую партию, которая может стать одним из компонентов формирующегося гражданского общества. Ряд местных отделений этих движений достаточно настойчиво высказывают такие пожелания. В т о р о й. Усиление конкурентной борьбы между названными движениями во имя удовлетворения амбициозных интересов определенной части их руководителей. В результате - ослабление движений, отход от них рядовых мусульман и "затухание" их деятельности. Т р е т и й. Радикализация движений под влиянием усиливающихся этнонациональных и межконфес. противоречий, продолжающихся грубых нарушений конституционных принципов отделения религ. объединений от государства и их равенства перед законом. По какому из этих сценариев пойдет развитие функционирующих в стране общероссийских движений мусульман? Это во многом будет зависеть от того, насколько властные структуры смогут обеспечить претворение в жизнь конституционных принципов равноправия народов, отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом. Разумеется, немаловажную роль будет играть и позиция, которую займут сами лидеры мусульманских движений.



Источники:
  • Религии народов современной России: словарь. ? М., 1999.

  • Автор:Кавказский Узел