00:08 / 29.03.2009Борга Каш

Борга Каш (ингушское "Могила Борга/Боргана") - мавзолей "святого", самый ранний из сохранившихся мусульманских памятников на территории Ингушетии. Находится в ее предгорной части, на берегу реки Сунжа, к северо-западу от селения Плиево, на пологом склоне холма, известного как гора Шайха (высота 652 м, отрог Сунженского хребта). Датирован 1405-1406 гг. По архитектуре близок к маджарским мавзолеям золотоордынского типа. Имя мастера, как гласит арабская надпись, - Гирей.

Борга Каш имеет вид правильной призмы, увенчанной полушарием с металлическим шпилем. Стены и купол сложены из плотного камня желтоватого цвета, твердой породы (привезен из Грузии), тщательно обтесанного; кладка с точной пригонкой. Мавзолей состоит из двух камер: надземной и подземной (погребальной). Размеры основания - 4,13х5,56 м, высота - 3,18 м. С одной стороны - портал со стрельчатой аркой, в глубине которой расположен невысокий вход (с обеих его сторон - рельефный орнамент в форме плетения, над ним - три рельефные арабские надписи), ведущий в помещение с гладкими стенами и куполом. В полу - овальное отверстие, служащее сообщением с надземной частью мавзолея, имеющей прямоугольное основание, полукруглый свод и четыре полукруглых арки. В стене с восточной стороны расположена глубокая ниша (ее предназначение не выяснено). Изнутри склеп был расписан: внизу шла желтая полоса с орнаментом, выше были нарисованы цветы, купол - белый, без росписи. Каменная плита, прикрывавшая отверстие подземной камеры, и каменное изголовье с арабской эпиграфикой были увезены. По-видимому, Борга Каш окружала каменная ограда, имевшая вход с восточной стороны.

Согласно надписи над входом, имя погребенного - Бек-Султан бен Худайдад. В литературе зафиксированы разные версии его этнической принадлежности: араб, кабардинец, крымский татарин, кумык, ногаец, чеченец. Возможно, к первоначальному захоронению добавлялись позднейшие напластования: устные и литературные свидетельства о числе погребенных разноречивы, в некоторых источниках оно не оговорено. Тела были положены на деревянных нарах, устроенных с южной и северной сторон подземной камеры, в деревянных гробах, в красочных парчовых тканях с восточным рисунком (описания различны). Упоминания о могильном инвентаре кратки: украшения, медные монеты. В историографии название Борга/Борган идентифицируется с народом борганы/бороганы/брагуны, обитавшим в этом краю; допускается, что Борга Каш являлся усыпальницей рода Брагуновых.

Борга Каш овеян тайной, вокруг него множество легенд. По одной, мавзолей воздвигла красавица Сув над могилой своего возлюбленного Боргана Бексултанова, имя которого и сохранилось в основе названия. Согласно другой, на этом месте находились остовы легендарных Нартов, в течение 2000 лет они оставались нетленными, но с приходом русских стали "портиться". Некоторые утверждают, что ингуши хоронили здесь тех, кто отличался праведной жизнью, по мнению других - это "окаменевшие" тела людей, случайно попавших в склеп. Известно и такое сказание: жил в Ингушетии шайх-араб (вариант - сподвижник Тамерлана Бурхан-хан); предчувствуя кончину, он пожелал наметить место для своей гробницы: выехал в степь на верблюде и предоставил выбор ему. Там, где верблюд остановился, и находится ныне Борга Каш. Говорят, прежде от него исходило благоухание, напоминавшее запах спелых яблок, и он обладает чудодейственной силой. Бытовали и рассказы о хранившемся якобы под склепом кладе, в поисках которого неоднократно совершались хищнические раскопки. Окончательно Борга Каш был разграблен в последней трети XIX в.: в 1876 г. мумифицированное тело было вывезено в Москву, а в 80-х гг. владикавказские молокане, не найдя сокровищ, вылили в подземелье бочонок нефти и подожгли мавзолей (чеченское предание гласит, будто кладоискатели были истреблены градом и бурей).

Борга Каш - весьма почитаемое "святое" место Северо-Кавказского региона. В начале XIX в. паломники, вернувшись из Мекки, привезли "священный" халат из белого полотна (вариант - из зеленого сукна), в который завернули останки "святого" Бек-Султана. Мавзолей тщательно оберегался: по инициативе местных жителей в 10-е гг. XX в. были проведены реставрационные работы (цементирование вокруг кровли, пола арки и надземной камеры; окраска внешних стен в голубоватый цвет). В засушливые годы у Борга Каш совершались ритуалы-прошения о ниспослании дождя. Женщины приводили сюда больных детей для исцеления. В дни мусульманских праздников к мавзолею пригоняли скот, предназначенный для жертвоприношения. Считалось, что в склеп входить нельзя: по поверью, страшный ветер срывает всех, кто ступит туда ногой. Некоторые же из верующих спускались для молений в подземную камеру.

 

Литература:
  • Гребенец Ф.С. Борга-Каш // Терские Ведомости. Владикавказ, 1913, ? 224, 233, 234.
  • Семенов Л. Мавзолей Борга-Каш. - Владикавказ, 1928.
  • Базоркин М. М. Борганы в Присунженской долине // Известия Чечено-Ингушского Республиканского музея Краеведения. Вып. 10. Грозный, 1961.

    Источники:
  • Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып.1.?? М, 1998.

  • Автор:Кавказский Узел