Хуштадинский зийарат (авар. Хушдадаса шайхазабазул зиярат) - известная в Северо-Западном Дагестане "святая" могила трех накшбандийских шайхов XIX-XX вв. Находится на кладбище Хъармала багвалинского селения Хуштада, расположенного в высокогорье на правобережье реки Андийское Койсу, в 12 км от центра селения Агвали Цумадинского района.
Xуштадинский зийарат представляет собой типичный для Нагорного Дагестана XIX-XX вв. мавзолей (худжра) прямоугольной формы без купола. В его западной стене - небольшой выступ. Размеры здания 5,7х6,2 м, высота 2 м. Оно сложено из грубо отесанных камней серого и бурого цвета. На крыше над западной стеной выложены три небольшие пирамидки из речного камня. Под ними во внешнюю стену склепа вделаны две арабские надписи, каждая размером 28х44 см. Как и в других дагестанских зийаратах, рядом с худжрой укреплены высокие деревянные шесты с белыми и зелеными лентами. "Святое" место и окружающие его надгробия XIX-XX вв. огорожены невысокой стеной из грубо отесанных камней неправильной формы.
Эпитафии Xуштадинского зийарата - любопытные свидетельства бытования культа "святых" мучеников у мусульман советского Дагестана. Более ранняя из них высечена 4 раби' ас-сани 1354/6 июля 1934 г. в память знаменитого шайха, совершенного наставника и учителя (ал-муршид ал-камил ва-л-устаз) братства накшбандийа, страдальца Хусайна, сына известного шайха хаджжи Пир-Мухаммада ал-Хушдади... умершего мучеником (шахидан) в заключении... в 1349 (1930-31) году. Эта рельефная надпись уже успела наполовину стереться, так как была выбита на мягком песчанике. Слева от нее под стеклом находится эпитафия, написанная черной тушью каламом на плотной, слегка пожелтевшей бумаге фабричного производства. Она составлена по случаю смерти 1 зу-л-хиджжа 1360/20 декабря 1941 г. кади 'Абдаллаха, сына Хусайна и его восприемника на посту шайха братства накшбандийа. Эпитафия сообщает, что он "умер, скрываясь... от неверующих и лицемеров (ал-куффар ва-л-мунафикин), убивающих ученых и святых (ал-'улама' ва-л-аулийа') и расхищающих их добро". Текст второй эпитафии в основном повторяет генеалогические и биографические сведения о Пир-Мухаммаде и Хусайне ал-Хушдади, сообщенные в первой надписи.
Из дагестанских рукописей и устных преданий хуштадинцев известно, что мавзолей был построен незадолго до революции 1917 г. над могилой отца Хусайна - накшбандийского шайха Пир-Мухаммада, сына Хаджиява, сына Пир-Мухаммада ал-Хушдади (1830-31 - 1911-12). Он происходил из знатного рода (тухум) саййидов Шамхал-гъай, возводящего себя к арабам-курайшитам, пришедшим в Дагестан вместе с легендарным Абу Муслимом. Саййидские роды того же названия (Шамхалов) широко распространены в Нагорном Дагестане, в частности в соседнем с Хуштада багвалинском селении Тлондода и в чамалинских селениях на правом берегу реки Андийское Койсу. В частных рукописных собраниях М. Салманова в Хуштада и потомка Пир-Мухаммада С.-Г. Пирмагомедова в Агвали сохранились варианты генеалогии Шамхал-гъай, записанные в конце XIX - начале XX в. К тому времени род насчитывал 12-14 поколений 'улама', начиная с Ихакку, одного из первых проповедников ислама в селении Хуштада (жил приблизительно в начале XVI в.). Из этого тухума в XVII-XIX вв. вышло более десяти имамов (дибиров) Хуштада и других дагестанских селений.
Пир-Мухаммад ибн Хаджияв был назначен шайхом своим муршидом Са'идом из аварского селения Обода. Впоследствии у него самого было много учеников. В их числе - известный в предреволюционном Дагестане шайх и ученый-энциклопедист Хусенияв из селения Гигатли, мавзолей (зийарат) которого находится у въезда в селение Агвали. Пир-Мухаммад имел репутацию крупного ученого и суфия-мистика, много занимался общественной деятельностью (строительные надписи говорят о его участии в реставрации в конце XIX в. соборных мечетей селений Хуштада и Ботлих).
Не менее Пир-Мухаммада среди дагестанских 'улама' прославился Хусайн, родившийся в 1861-62 г. Сан шайха перешел к нему от отца. Он считался авторитетом по вопросам суфизма и фикха шафи'итского толка. Его соперником был Шафи'-хаджжи (Шапи-гаджи), сын Мухаммада ал-Хушдади, шайх братства кадирийа, написавший книгу о тарикате, пользовавшуюся популярностью у дореволюционных дагестанских суфиев. Изгнав при помощи своих муридов Шафи'-хаджжи из Хуштада, Хусайн стал кади селения, а в 20-е гг. председателем учрежденного здесь шари'атского суда. В 1921-1925 гг. он тайно поддерживал связи с пятым имамом Дагестана шайхом Наджм ад-дином из селения Гоцоб (=Наджмуддин Гоцинский), который после провала восстания против Советской власти скрывался в горах соседней Чечни. В 1930 г. Хусайн был арестован и вскоре расстрелян в тюрьме НКВД в Махачкале. Тогда же была сожжена большая часть огромной библиотеки шайха. Муриды Хусайна выкрали его тело, тайно перевезли его в горы и похоронили в Хуштада.
Сын Хусайна, 'Абдаллах, был арестован вместе с отцом и выслан из Дагестана на 5 лет. Ему удалось бежать из ссылки и перебраться в родное село. Поклонники Хусайна укрывали его в горах до самой смерти, относясь к нему как к духовному главе и кади общины. Его потомки до недавнего времени были имамами общины селения Хуштада. Сейчас они возглавляют мусульманские общины Агвали и некоторых переселенческих селений на равнине.
Хуштадинцы и жители окрестных горных селений более других "святых" почитают сына Пир-Мухаммада - Хусайна. Уже к 50-м гг. его фигура обросла множеством легенд. Ему приписали способность творить чудеса (карамат) - мгновенно переноситься в отдаленные места, проходить сквозь стены, угадывать будущее, превращать в червей табак, карты и другие запрещенные шари'атом вещи и т. д. Сверхъестественные возможности Хусайна были перенесены на Xуштадинский зийарат. У местных жителей распространено представление о том, что его "святость" защищает и живых и мертвых, поэтому до 70-х гг. хуштадинцы побогаче старались купить у мусульманской общины селения право быть похороненным на кладбище Хъармала. За исцелением к худжре приходили больные и бесплодные женщины. К Хъармала приводили заболевший скот, чтобы обвести его, по общераспространенному поверью, несколько раз вокруг Хуштадинского зийарата. До сих пор сельский дибир устраивает возле "святого" места моления о ниспослании дождя. На крупнейшие мусульманские праздники (маулид ан-наби, ураза-байрам, курбан-байрам) взрослые мужчины-хуштадинцы собираются возле зийарата, раздают мясо и другие жертвенные продукты (садака). Худжра имеет ухоженный вид, ее часто белят и подновляют.