Дарпуш - (Дарпеш, перс.; араб. Дарбуш, букв. "Великие Врата") - единый оборонительный комплекс сасанидского Ирана, а затем Арабского халифата на Северо-Восточном Кавказе, включавший в себя мощную дербентскую крепость (перс. Дарбанд, араб. Баб ал-абваб - "Главные ворота"), 40-километровую Горную стену (тюрк. Даг-бары) и разветвленную сеть укреплений (с военными гарнизонами) по всей протяженности Горной стены. Дарпуш упоминается в хронике "Дарбанд-нама".
Создававшийся одновременно с крепостными стенами Дербента в IV-VI вв., Дарпуш был задуман Сасанидами как надежный щит от постоянных набегов гуннов, савиров, аваров и других кочевников с севера. Он создавался многими поколениями людей (прежде всего иранскими, а затем и арабскими военными поселенцами при активном участии местного населения), укреплялся дербентскими амирами, ширван-шахами и сельджукскими султанами.
Первоначально Дарпуш состоял из двух связанных друг с другом промежуточными фортами рубежей обороны: передового, от северных стен Дербента к Зирихгирану (Зерехгеран) вдоль реки Уллучай, и тылового, включавшего в себя военные укрепления в Табасаране на левобережье реки Рубас. Впоследствии были созданы и другие рубежи обороны, глубоко эшелонированные, которые усиливали комплекс Дарпуш на юге. Один из них, например, проходил через населенные пункты вдоль реки Гюльгерычай, другой - по левобережью реки Самур. Тем самым в нескольких местах прочно замыкалась цепь укреплений от Каспийского моря вплоть до труднодоступных отрогов Главного Кавказского хребта.
Во всех населенных пунктах оборонительных рубежей Дарпуша выявлены куфические надписи на арабском языке, датированные X-XIII веками. Укрепления Дарпуша связаны друг с другом транспортными артериями, которые проходят, как правило, по долинам рек. Окруженные труднодоступными горами, они представляют собой единственно возможные маршруты передвижений по данной местности, сохранившие свое значение до сих пор. Дорога к северу от Дербента проходит вдоль передового рубежа Дарпуша. Второй рубеж Дарпуша был центральным и основным, так как был укреплен мощной стеной (Даг-бары), тянувшейся от крепостных стен Дербента вглубь на запад вплоть до Хайдакских гор. Остатки Даг-бары сохранились до сих пор, местами с куфическими надписями, составленными на арабском и персидском языках.
Кладка Даг-бары абсолютно идентична кладке стен дербентского оборонительного комплекса. На некоторых городищах (где некогда располагались мусульманские рибаты) сохранились руины укреплений такой же кладки.
В ходе экспедиционных разысканий подтвержден факт существования общей для основного рубежа Дарпуша системы сигнальных огней. Ее появление исследователи относили к Средневековью. Она продолжала действовать и в эпоху борьбы с Надир-шахом Афшаром (убит в 1747 г.).
Обращает на себя внимание единый стиль надгробий XI-XII веков из населенных пунктов основной оборонительной линии (полые, корытообразные). Такие надгробия обнаружены в табасаранских Якрахе и Хелипенджике, в даргинских Кала-Корейше и Уркарахе - "исламских центрах", продолжающих линию обороны на территории Хайдака, в крепости Джалган непосредственно на подступах к Дербенту, а также по крайней мере еще в трех лезгинских населенных пунктах на границе владений дербентского амира с ал-Лакзом: Белиджи Дербентского района, Куг Хивского района и Хорель Магарамкентского района.
Средневековые источники также сообщают о персидских и арабских переселенцах Дербента и Табасарана, "опорных базах", "центрах мусульман", располагавшихся в "пограничной области" (ас-сагр). Еще в Х веке арабские географы описывали жителей некоторых из этих "центров" как мусульман, говоривших только по-арабски. Речь идет о пограничных рибатах арабов, превратившихся впоследствии в опорные пункты газиев - "воителей за веру".
Следы арабского и иранского присутствия на Кавказе обнаруживаются не только в районе Дербента, хотя здесь концентрация памятников наибольшая, но и на подступах к Большому Кавказу. В X-XI веках в долине реки Самур появились первые мечети, крупнейшая из них - культовый комплекс в Каракюре, построенный арабами в противовес "амирам Тарса", оплоту христианства в Южном Дагестане - Гапцахе. Там же обнаружены арабо-персидские надписи XI-XII веков. Этнографы отмечают, что в селении Мискинджа до сих пор сохранились иранские обычаи и традиции.
В 1239 году монголы разрушили единый оборонительный комплекс Дарпуша. Ранее считалось, что монголы так и не смогли дойти до верховьев реки Самур. Однако надписи из селения Рича, составлявшего с Хивом единую линию обороны (Рутул, Цахур и Мишлеш находились на другой линии), содержат прямое указание на причину разрушений - "войско татар". Попытку восстановления всего комплекса Дарпуша предпринял Хулагуид Газан-хан, потомок Чингиз-хана, укрепляя свои границы с враждебной ему Золотой Ордой. Однако в прежнем виде воссоздать Дарпуш не удалось ни тогда, ни тем более потом, когда Дагестан оказался политически раздробленным.