От дохристианской армянской литературы уцелело несколько надписей (в большинстве своем клинописи урартийцев) и немногочисленные мифические сказания, сохраненные древними писателями.
После принятия христианства в IV веке н. э. появились такие творения, как проповеди св. Григория (Григора) Просветителя, обратившего армянский народ в христианство; приписываемая Агатанкехосу история укоренения христианства в Армении; житие св. Григория, которое написал Зеноп Клаг; написанная Павсдосом Бузантом история современной ему Армении. В V веке просветитель Месроп Маштоц создал армянский алфавит, который стал очень важным фактором для дальнейшего развития армянской культуры. Появление армянского алфавита привело к появлению армянского текста Библии и переводов многих других текстов, включая исторические труды Евсевия Кесарийского и Иосифа Флавия. Среди произведений армянских авторов того периода достойны упоминания полемическое сочинение Езника (Кохбаци) против греческих философов и различных сект; написанное Егише Вартапедом романизированное житие Вартана Мамиконяна (ум. ок. 451), который успешно противился стремлению персов навязать армянам зороастризм; созданная Мовсесом Хоренаци (Моисеем Хоренским) монументальная история Армении от Адама до того времени, в которое выпало жить автору, содержащая множество мифов и полуисторических повестей, свидетельствовавших о богатом устном предании. Без преувеличения можно сказать, что это время было Золотым веком армянской литературы.
В X и XI веках, во времена расцвета царства Багратидов, Васпураканского царства и Сюникского царства, армянские литература, искусство и архитектура развивались наиболее свободно и ярко, чем в любой другой период времени, начиная с V века н.э. Наиболее крупной литературной фигурой того времени был Грегор Нарекаци, первый великий армянский поэт, автор многих поэм и гимнов, а также "Книги скорбных песнопений", в которой в живых поэтических образах он описывает страдания народа и взывает к Богу о спасении. Примерно в то же самое время Фома (Товма) Артцруни написал "Историю дома Артцруни", которая стала очень важным источником по истории Армении до 936 года; несколько позднее анонимный автор написал продолжение этого труда, где довел описание исторических событий в Армении до 1021 года. Написанная в то же время "История Армении" католикоса Иоанна VI Драсханакертци явилась очень важным источником по истории отношений между армянами и арабами, ибо автор сам был непосредственным участником многих описанных им событий. На рубеже X и XI веков епископ Ухтанес написал два очень важных труда об истории Армении и ее культуре - "Историю Армении" и "Историю раскола между армянами и грузинами". В начале XI века Стефанос Асогик завершил составление своей "Всеобщей истории", которая до сих пор пользуется известностью надежного исторического источника и блестяще написанного литературного произведения.
В течение XII века разговорный армянский язык (ашхарабар) выработался в литературный язык, а употребление старого литературного языка (грабар) отошло к религиозным сочинениям. Наиболее известным писателем этой эпохи был Нерсес Шнорали (Милостивый), прославившийся и религиозными, и светскими поэтическими сочинениями. Важное значение имели трактат о лихорадке Мхитара Эраци, юридический трактат Мхитара Гоша и житие Нерсеса Шнорали, написанное Нерсесом Лампронаци. В это время вновь появляются стихотворения о доблести, любви и красоте, начиная с V века почти полностью вытесненные стихотворными славословиями святых и мучеников, а также духовными гимнами.
Вторжение мамелюков в Армению в 1375 году и вторжение Тамерлана (Тимура) в 1385 году привели к длительному упадку армянской литературы и культуры вообще.
Наконец, в XVI-XVII веках начинают появляться признаки того, что армяне начинают оправляться от культурного упадка предшествующих веков. В это время появились несколько важных исторических сочинений, запечатлевших события, связанные с турецко-персидскими завоеваниями и борьбой армянского народа против них.
Книгопечатание на армянском языке началось в Эчмиадзине в 1512 году, в Константинополе в 1570 году и в иных местах - в XVII веке. Но по-настоящему массовое печатание армянских книг было налажено в мхитаристском монастыре св. Лазаря близ Венеции, основанном в 1717 году, а затем в мхитаристской обители в Вене. Из-под книжных прессов обоих монастырей вышло множество оригинальных сочинений самой разнообразной тематики, в т.ч. первый армянский словарь, новый перевод Библии и переводы из иноязычных классиков. Однако величайшим достижением книгопечатников-мхитаристов стало составление корпуса армянской классики.
В XVIII веке как в самой Армении, так и среди армянской диаспоры в других странах начался культурно-интеллектуальный ренесанс, который достиг своего пика к середине XIX века и привел к тому, что армянская литература стала именно такой, какой ее знают и по сей день. Армянский язык в то самое время находился в хаотическом состоянии, которое вело к постоянным спорам между сторонниками старого классического языка и теми, кто отстаивал современный разговорный язык. После долгих споров обе части разделенного народа отказались от использования классического языка, причем основой для языка восточноармянской литературы стала упрощенная форма ереванского диалекта, а для западноармянской литературы - упрощенная форма стамбульского диалекта. Так стала развиваться новейшая армянская литература, разделенная на два потока, причем восточноармянские писатели черпали идеи и художественные приемы из российских источников, а западноармянские литераторы больше ориентировались на западные, особенно французские образцы.
В число наиболее значительных представителей западноармянской литературы входят такие поэты, как М.Пешикташлян (1828-1868), П.Дурян 1851-1872), Т.Чракян, или Интра (1875-1921), А.Ярджанян (Ярчанян), или Сиаманто (1878-1915), Д.Варужан (1884-1915), В.Текеян (1877-1945); романисты Е.Отян (1869-1926), А.Арпярян (1850-1907), Т.Камзаракан (1866-1941); авторы рассказов Г.Зорап (1861-1915), Л.Башалян (1868-1939); драматурги А.Поронян (1842-1891), Л.Шант (1869-1951).
Из восточноармянских литераторов известны поэты О.Туманян (1869-1923), А.Исаакян (1875-1957), В.Терян (1885-1920), Е.Чаренц (1897-1937); романисты Х.Абовян (1805-1848), А.Мелик-Акопян, он же Раффи (1835-1888), С.Зорян (1890-1967), писавший рассказы прозаик А.Бакунц (1899-1938), драматург Г.Сундукян (1825-1912).
Поворотным пунктом в современной армянской истории, в т.ч. литературной, стал 1915 год. Вследствие турецкого геноцида и изгнания армян с их земли возникли новые общины и литературные центры в Каире (Египет), Алеппо (Сирия), Бейруте (Ливан), Париже (Франция) и Бостоне (США). Некоторым жителям Западной Армении, в том числе и деятелям западной ветви армянской культуры, удалось бежать в Восточную Армению, где они присоединились к дружной семье своих собратьев.
Восточноармянская словесность продолжала произрастать на родной почве. Начиная с 1920-х годов наблюдалось бурное развитие самых разных литературных жанров. В то же время надо отметить, что неусыпный идеологический контроль со стороны КПСС и послушных ей органов государственной власти, который продолжался до самого крушения СССР в 1991 году, мешал творческому поиску и, тем самым, негативно сказывался на развитии культуры во всех республиках бывшего Союза.
Также следует сказать, что некоторые шедевры армянской литературы в XX веке были созданы армянами, проживавшими за рубежом, такими, как поэт Н.Сарафян (1905-1972), романист К.Зарян (1885-1969), критик А.Ошакан (1882-1948) и др.